Osvitanova.com.ua

Фото: Getty Images

Высокие запросы относительно качества жизни, вера в собственную исключительность и возможность быстрого успеха при минимуме усилий - характерные особенности людей третьего тысячелетия.  Миллениалам не хочется долго и планомерно идти к успеху, они настроены получить все и сразу. Фокус разбирался, какое будущее ждет это поколение

"Моя дочь ищет работу на время каникул. Она миллениал, поэтому надеется устроиться гендиректором на полставки". Шутка из Twitter популярного британского комика Брайана Кили собрала больше одобрительных отзывов, чем любое из его шоу, снятых за последние два года. Очень уж точно и емко ироничная реплика отражает характерные особенности людей третьего тысячелетия: высокие запросы относительно качества жизни, вера в собственную исключительность и возможность быстрого успеха при минимуме усилий. Психологи отмечают эти общие черты и у поколения Y (рожденных в 1980-х и первой половине 1990-х), и у поколения Z (рожденных после 1995-го). Y составляют примерно четверть населения планеты, а Z и того больше — 32%. Украинский показатель куда скромнее глобального, здесь миллениалы — пятая часть от общего количества жителей страны. Впрочем, какими бы ни были нынешние демографические пропорции, именно этим людям предстоит определить лицо будущего.

Конец эпохи накопления

Кили 57 лет, его сценарии, stand up-монологи и книги посвящены в основном реалиям жизни поколения Х, тех, кто родился в период с 1960-х до 1980-х годов. Они начинали карьеру с рутинной, скучной работы на низовых должностях и лишь со временем, изучив дело, переходили к более интересным и ответственным задачам. Едва встав на ноги, уже откладывали деньги. Были готовы надолго влезть в долги ради покупки жилья, пусть даже плохонького. Вернейшим признаком успеха считали приобретение дорогостоящей собственности: домов, элитных автомобилей, произведений искусства и прочей роскоши, а признаком зрелости — создание семьи и рождение детей. Друзей приобретали в юности и десятилетиями поддерживали отношения.

Поколения Y и Z живут под девизом "Ищи свое, не трать силы на чужое!". Их странички в социальных сетях пестрят цитатами вроде "Найди дело по душе — и тебе никогда не придется работать", "Твой человек поймет тебя с полуслова", "Моя жизнь — мои правила"

Так жили поколения, верившие в стабильность. Постепенно накапливали материальные блага, опыт и социальный капитал, по умолчанию предполагая, что все это должно обеспечить им комфортное и безопасное будущее. Миллениалы взрослели в разительно меняющемся мире. Они не хотят копить, потому что знают, как быстро могут обесцениться накопления и как трудно защитить свою собственность в периоды социальных катаклизмов. Живут сегодняшним днем, потому что в эпоху перемен никто толком не может сказать, каким будет завтра. Журналисты американского Forbes метко окрестили современных людей до 35 лет "поколением арендаторов". Представители этой возрастной группы редко берут ипотечные ссуды и автокредиты, предпочитают арендовать жилье и транспортные средства.

В США такое поведение можно объяснить тем, что к моменту завершения обучения в вузах на большинстве миллениалов и так уже висят внушительные долги. В прошлом году совокупный студенческий долг американцев составил $1,3 трлн. Однако отсутствие стремления к покупке квартир и машин — общая черта молодежи по обе стороны Атлантики. К примеру, для Франции — страны бесплатного высшего образования — это не менее актуально, чем для США. Докторант Корнелльского университета Амит Кумар в комментарии журналу Atlantic утверждает, что современным молодым людям гораздо интереснее послушать о том, как замечательно вы провели уик-энд, чем о том, как удачно купили квартиру или дом. Возможность путешествовать, переживать захватывающие приключения и получать удовольствие от жизни служит для них более убедительным показателем успеха, чем приобретение собственности.

Ненужные дипломы

Доля специалистов с высшим образованием в общей численности взрослого населения Земли никогда еще не была так высока, как сейчас. Миллениалы — самое образованное поколение в истории. Удивляться нечему. У них была возможность пользоваться технологиями дистанционного обучения и получать щедрые образовательные гранты от разных общественных организаций, не говоря уже о вузовских и государственных стипендиях. Как минимум степень бакалавра есть у 21% мужчин и 27% женщин. Для сравнения: в отношении поколения X речь шла о 18% и 20% соответственно (данные Pew Research Center). В 2000-х финансирование образовательных программ стало одним из самых распространенных в мире направлений благотворительности. Ирония в том, что именно у миллениалов дипломы чаще всего оказываются бесполезными. Только в США представители возрастной категории до 35 лет составляют 40% среди безработных (данные US Census Data). Те же, кто трудоустроился, меняют нанимателя в среднем раз в три года, причем зачастую сфера их деятельности не имеет прямого отношения к образованию, полученному в вузе.

Как отмечает психолог Светлана Панина, миллениалы часто выбирают творческие профессии. Работать они предпочитают в тех сферах, где возможно быстрое масштабирование при минимальном вложении материальных ресурсов. "Им, как правило, не очень интересно заниматься строительством или промышленным производством. Гораздо привлекательнее кажется идея снимать ролики для YouTube в надежде, что какой-то из них станет вирусным, соберет миллионы просмотров и сделает автора популярным, — говорит психолог. — Понятно, что повезет единицам, но сама возможность быстрого взлета притягивает очень многих". Миллениалам не хочется долго и планомерно идти к успеху, они настроены получить все и сразу. По словам Паниной, родители поколения миллениалов часто использовали своих детей как собственное "нарциссическое расширение". Родители с несбывшимися ожиданиями слишком много надежд возлагали на потомков. В результате сформировалась картина мира, в которой нет места среднему уровню благополучия, есть только победители и неудачники. Если ты не демонстрируешь успех, ты — никто.

Конфликт с реальностью

Публицист и бизнес-тренер Пол Ангон, которого часто называют "голосом миллениалов", пишет об этом так: "Мы не умеем проигрывать. Даже проиграв, убеждаем себя, что победили. Стремимся к успеху не потому, что чувствуем, что достойны его, а потому, что на нем зациклены. Быть может, поэтому именно в нашем поколении случаи клинической тревожности и депрессии встречаются чаще, чем в любом другом". По статистике ВОЗ, депрессией сегодня страдают более 300 млн человек. К 2020 году она, вероятнее всего, станет самой распространенной в мире причиной временной потери дееспособности, а к 2030-му — займет первое место в спектре болезней, сокращающих жизнь человека.

Зацикленность на успехе в молодом поколении парадоксально сочетается с нежеланием прилагать усилия ради его достижения

В одном из публичных выступлений Ангон печально сыронизировал о том, что его сверстники изобрели новый вид обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), который называет "синдромом навязчивого сравнения". ОКР — это навязчивые мысли и патологические страхи. Пол говорит о страхе оказаться недостаточно успешным в сравнении с другими. Развитие этого "недуга" немало стимулируют социальные сети. Во-первых, они создают условную параллельную реальность, где можно демонстрировать несуществующие достижения. Показывать жизнь более яркую и увлекательную, чем та, которую в действительности ведете. Казаться богаче, красивее и вообще "круче", чем на самом деле. Во-вторых, сети непомерно расширяют базу для сравнения. Страх оказаться хуже других многократно усиливается, если вы сравниваете себя уже не с десятком знакомых, а с тысячами пользователей Instagram.

Зацикленность на успехе в молодом поколении парадоксально сочетается с нежеланием прилагать усилия ради его достижения. И, похоже, у Z дела в этом смысле обстоят гораздо хуже, чем у Y.

Короткие встречи

Стремление получить желаемое без усилий проявляется у молодого поколения не только в работе, но и в сфере межличностных отношений. Миллениалы не склонны искать компромиссы, разрешать конфликты и недоразумения. Как правило, они предпочитают прервать общение, переставшее быть комфортным. Следуя этой тактике, почти невозможно поддерживать какие-либо длительные близкие отношения, дружеские или любовные. "Молодые люди, заточенные на успех, поддерживают отношения до тех пор, пока это приятно и не создает проблем, — говорит Светлана Панина. — Логика проста: зачем цепляться за человека, с которым сложно, если можно найти другого и с ним будет легко. Подвох в том, что настоящее сближение и поддержание близких отношений всегда предполагает преодоление определенных трудностей. Обойтись без этого можно только на начальных этапах. Оборотная сторона такой легкости — несколько поверхностное общение и одиночество, часто не осознаваемое".

Поколения Y и Z живут под девизом "Ищи свое, не трать силы на чужое!" Их странички в социальных сетях пестрят цитатами вроде "Найди дело по душе — и тебе никогда не придется работать", "Твой человек поймет тебя с полуслова", "Моя жизнь — мои правила" и т. д.

По умолчанию выходит, что, если работа не всегда приятна и для ее выполнения нужно сделать над собой усилие, это "не твое". Если в отношениях возникают ссоры, недоразумения, конфликты — это "не твой человек". Возможно, такой подход отчасти объясняется отсутствием примера совместного преодоления трудностей в родительской семье. В США 47% представителей поколения Y и Z выросли с родителями-одиночками. Этот показатель не учитывает тех, чьи родители развелись и вступили в повторный брак. Точной статистики нет, но эксперты американского журнала Psychology Today предполагают, что доля детей разведенных родителей среди миллениалов в западном обществе превышает 75%.

Поширити у соц. мережах: