В небольшом городке Жидачове Львовской области с населением около 11 тыс. человек есть, казалось бы, обычная гимназия. Но в этом году в рейтинге "100 лучших школ Украины" она продемонстрировала самый высокий рост среди всех номинантов, поднявшись на 831 позицию (с 925-го на 94-е место). Фокус отправился в гимназию, чтобы расспросить педагогов и учеников о секретах их успеха.
Так считает директор гимназии, кандидат исторических наук Василий Благый. Существует только один критерий, по которому учителя возьмут на работу или нет: он должен уметь и хотеть дать детям знания, ну и, конечно же, любить их. Аргумент, что претендент на вакансию — чей-то сын или друг, а его родственник торгует нефтью или занимает влиятельную должность в госструктуре, на директора не действует.
"В первый же рабочий день, когда вы проведёте пять уроков в разных классах, вас увидят и оценят 150 человек, — говорит он кандидатам на собеседовании. — И учтите, что наверняка каждый второй школьник поделится впечатлениями о новом учителе со своими родителями. В маленьком городе, где все на виду, о вашем профессионализме сразу же утвердится то или иное мнение. Вы точно готовы к этому испытанию?"
Кто-то после такого разговора уходит. Тот, кто остаётся, как правило, прикипает к школе душой на долгие годы. Так случилось, к примеру, с учителями английского языка Аллой Денис и Ирэной Коханевич, которые пришли в гимназию сразу после университета.
— Гимназия в то время только становилась на ноги, были трудности с учебниками, ведь они абсолютно не соответствовали нашему уровню, — вспоминает Алла.
— Мы ездили в специализированные школы Львова, консультировались с коллегами, ксерили оксфордские учебники, что-то интересное из разных источников. Нам хотелось, чтобы учёба не была скучной, — добавляет Ирэна.
Довольно скоро хлопоты педагогов дали результат: их ученики стали постоянными победителями и призёрами областных и районных олимпиад по английскому и немецкому языкам.
— Как шутят наши выпускники, после участия в олимпиаде любые тесты ВНО — цветочки, — говорит учитель Наталия Винтонюк. — Ведь на независимом тестировании у тебя проверяют знания по школьной программе, а олимпиадная закалка оттачивает логику, быстроту мысли. В нашей работе мы ориентируемся именно на логические и нестандартные задания.
"Получив плохую отметку, ребёнок никогда уже не засядет за невыученный материал. А если ты в чём-то идёшь на уступки партнёру, он заинтересован оправдать свою репутацию добросовестного человека"
Леся Баранкевич, учитель химии
В ноябре гимназия отпразднует 25-летие. Сейчас в ней учатся 339 учеников, в среднем по 28 человек в каждом классе.
— С 1994-го по 2001 год мы работали без начальной школы, — вспоминает Василий Благый. — Было сложно "выравнивать" в пятом классе школьников, пришедших из разных школ, особенно тех, кто в первых–четвёртых классах не изучал иностранный язык. К тому же нам пришлось пережить настоящую "битву" за сильных учеников с двумя другими школами. Мы выстояли не благодаря тому, что к нам шли дети, а вопреки тому, что их не хватало.
В маленьком городке, объясняет Благый, на "рынке школьного интеллекта" большая конкуренция: каждая школа заинтересована удержать у себя сильного ученика. Иначе есть риск расформирования классов, сокращения часов для учителей, а то и закрытия школы. В итоге в гимназии приняли решение набирать своих первоклашек, и этот фактор тоже сработал на повышение успеваемости. Сегодня 27% учеников гимназии им. О. Партицкого — жители не Жидачова, а 15 окрестных сёл района. Родителям не жаль будить своих чад спозаранку и везти в учебное заведение с хорошей репутацией. Ради этого можно пожертвовать часиком-другим сна.
— Если ты не выучил урок, учитель не поставит тебе плохую оценку, — говорит десятиклассница Наталия Середня. — Но всё же перед началом урока стоит подойти и предупредить, что ты не выполнил задание, а в следующий раз его сдать. Такая у нас договорённость, мы даже подписываем символический контракт.
Учителя гимназии придерживаются мнения, что незачем подлавливать и уличать школьников в лени и недобросовестности.
— Какой в этом смысл? — пожимает плечами учитель химии Леся Баранкевич. — Ведь, получив плохую отметку, ребёнок никогда уже не засядет за невыученный материал. А если ты в чём-то идёшь на уступки партнёру, он заинтересован оправдать свою репутацию добросовестного человека.
Партнёрство — именно так характеризуют в гимназии взаимоотношения между педагогами и учениками. Доверие и открытость здесь ставят превыше всего.
В школе ощущаешь на редкость позитивную, даже домашнюю атмосферу, которую невозможно "слепить" на полдня для столичного журналиста и его фотокамеры. Все участники учебного процесса привыкли изо дня в день жить по принципу: "Ты учишь — я учусь, у нас одна цель. Давай работать!"
Гимназия неплохо оснащена технически. Что-то может даже показаться роскошью для районной школы, но конкурировать со столичными или даже многими областными школами гимназии нелегко. Так что не новомодная техника, а человеческий фактор определяет желание учить и учиться, а оно есть, причём обоюдное.
Лекции и рефераты — вчерашний день, это не для поколения Z. А вот интеллектуальные игры "Что? Где? Когда?" — школьная традиция. Можно скучно рассказывать о кислороде как химическом элементе, а можно объединить урок химии с правоведением, выискивая на занятии нарушения экологических законов в том или ином регионе. Можно рассказать, как выживать в лесу, а можно пойти с детьми в длительный поход, где они научатся готовить еду на костре. Искать, соревноваться гораздо интереснее, чем бить баклуши на уроке.
Ученикам важно чувствовать себя нужными. К примеру, плести маскировочные сети для воинов на уроках труда, устраивать благотворительные ярмарки.
Несколько лет назад гимназия им. О. Партицкого первой в районе занялась проектной деятельностью, позже её примеру последовали другие школы. Ученики принимают участие и во всеукраинских, и в международных проектах.
— Сейчас модно говорить о том, что нужно воспитывать лидера, но сколько таких лидеров на самом деле можно воспитать? И нужно ли это? — говорит Леся Баранкевич. — Каждый ли из нас лидер по своей сути? Конечно, нет! Между тем каждый ребёнок должен найти и проявить себя в любимом занятии, а участие в различных проектах формирует в детях уверенность, раскованность, конкурентоспособность в жёстком современном мире.
Например, при поддержке Центра гражданских инициатив города Перечина Закарпатской области и финансовой помощи Лесной службы США в школе создали клуб "Юные лесные рейнджеры". Детям нравится высаживать деревья и бывать в поездках по лесам Волыни, в Карпатах, а также узнавать информацию не только от учителя и из учебника, но и от настоящих экологов и работников заповедников — так куда интереснее.
Школа приняла участие во Всеукраинской программе поддержки образовательных реформ "Демократическая школа 2017–2021" при содействии министерства иностранных дел Норвегии. В рамках программы в гимназии сначала оценили свои плюсы и минусы, определили, куда и как двигаться дальше. Расставили приоритеты: развитие ученического самоуправления, открытость громаде, более тесное сотрудничество с родителями.
Все участники учебного процесса привыкли изо дня в день жить по принципу: "Ты учишь — я учусь, у нас одна цель. Давай работать!"
Таких проектов в гимназии много — один интереснее другого.
Так что же произошло в 2018 году, когда школа вдруг "подпрыгнула" в рейтинге так высоко и резко, чем он запомнился ученикам?
Десятиклассник Саша Найдух вспоминает, что в гимназии стал лучше работать интернет. Шестиклассница София Сивик восторженно отзывается о школьных туристических играх. Девятиклассник Слава Демко рассказывает об открытии школьного кинотеатра.
Наверное, все перечисленные события повлияли на общие результаты — в школьной жизни нет ничего маловажного, даже если мы не всегда это понимаем. А ещё, без сомнения, сказались долгие годы кропотливого труда и любовь к своему делу: затраченные усилия в итоге повлияли на качество.
— Хотя в целом к любым рейтингам я отношусь философски, — резюмирует Василий Благый. — Идём дальше, а там посмотрим.
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram