Обучение ребенка – архиважный процесс. С точки зрения того, как работает наш мозг, любое обучение – пластические изменения в нейронной сети мозга и всей системы. И оно происходит параллельно с построением таких же нейронных каналов эмоций.
Мозг ребенка работает как в логическом, так и в эмоциональном направлении. И их сочетание необходимо использовать в системе образования.
Простое впихивание информации в ребенка в школе само по себе вызывает у него стресс. Плюс отношения в семье и в детском коллективе, не купленная игрушка и другие «катастрофы».
Помня о том факте, что мозг и тело тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, к вопросу снятия у ребенка стресса нужно подходить через физиологию и нервную систему. Достаточно вовремя снять (уменьшить остроту) стресса, наладить связи между полушариями, просто успокоить или взбодрить ребенка – и эффективность умственного, физического, творческого развития вырастет в разы при меньшем напряжении.
Тут две проблемы должны решаться параллельно через развитие нейронных связей как эмоциональных, так и когнитивных. Ребёнок лучше справляется с проблемами и может осознанно действовать в ситуациях, когда приведены в максимально возможный баланс базовые эмоции, управляющие человеком на 90%.
Для детей характерны различные психологически сложные состояния. Все они могут быть сведены к четырём базовым типам эмоций: страх, паника, агрессия, поиск. Базовые эмоции хранятся в лимбической системе головного мозга и имеют физиологическую основу, на которую теперь мы имеем возможность влиять.
Воспитание детей на научной основе позволяет растить уравновешенную личность с развитым эмоциональным интеллектом и гармоничным восприятием мира, способную качественно налаживать отношения, формулировать и адекватно защищать свои интересы.
Это же самое интересное в разуме, что обучение, мысли, творчество, мудрость, эмпатия и эмоциональный интеллект формируются не только процессами мозга, но и всего тела целиком. Именно ощущения тела через сенсоры дают мозгу информацию из окружающей среды, формируя понимание мира, и создают основу для развития новых интеллектуальных возможностей.
Чувства и эмоции ощущаются в теле и зависят от его состояния и проявляются как «бабочки в животе», «перехватило дыхание», «страх щекочет нервы».
Интеграция мозга происходит через движение. Мы знаем это в теории, читаем о современных открытиях, основах нейропсихологии, но в нас всё ещё сидит глубокое убеждение, что разум может существовать независимо от нашего тела. Что его можно натренировать только "стихами и математикой". Наша цель научить, и, казалось бы, зачем эти лишние телодвижения, "отвлечение" от когнитивного процесса. На самом деле, этот взгляд усложняет процесс учения и делает его менее успешным!
Связь ощущений, эмоций и мышления необходимо использовать, иначе она посмеётся над нашими стараниями. Ощущения, которые мы получаем через глаза, уши, нос, язык, кожу и проприорецепторы, являются сенсорной основой наших знаний. Тело выступает посредником учения, поскольку оно собирает все ощущения, сообщающие нам о мире и о нас.
Кинезиология открывает ребёнку, преподавателям, родителям новые горизонты и большее количество вариантов в теме обучения, воспитания, здоровья, поиска призвания, наклонностей, способностей. Распаковываются и разблокируются возможности осознанно и легко делать оптимальный выбор из большего числа вариантов, видов деятельности и способов проведения времени. Мы приводим в баланс здоровье, внимание, память, физиологию, у ребенка открывается возможность самоидентифицироваться, понимать и осознавать свои чувства и желания, свободно выражать мысли и эмоции, контролируя при этом себя по собственной воле.
Часто дети «зашорены», застрессованы, запуганы излишней дисциплиной, обстановкой в семье, мама ругается при сборах в школу, родители устают и не уделяют достаточного внимания, братья и сестры – это тоже стресс, борьба и конкуренция на инстинктивном уровне, и т. д. Если детей постоянно контролируют и лишают самостоятельности, кортизол отключает лобные доли мозга, и как им потом проводить анализ при решении задач и принятии решений? При длительном стрессе уменьшается гиппокамп, ответственный за кратковременную память, плюс прекращается его работа по производству новых нейронов. О каком нормальном образовании может идти речь в таких условиях?
Но ведь невозможно собрать, например, класс на урок и донести детям информацию, научить чему-либо без дисциплины! На помощь приходят кинезиологические упражнения, чтобы нивелировать стрессовые реакции детских организмов (состояние гормонов, мышц, кровотока, функции и интеграция мозга).
Если даже окружающая среда благосклонна к ребёнку, его нервную систему достанут: отношения с другими детьми, соревнования в спорте, игры в гаджетах или даже самонакручивание в голове! У каждого будут свои триггеры, в зависимости от ДНК, структуры организма, отношения до и после рождения, способа воспитания и тд. А неблагоприятное воздействие в детстве (для каждого свой уровень) влияет на центры, отвечающие за вознаграждение и удовольствие, подавляет префронтальную кору, которая отвечает за импульсное управление и исполнительную функцию, рефлексию, а это очень важно для обучаемости.
Что происходит в стрессе, например, со способностью ребёнка оптимально читать? Кортизол включает реакцию «дерись или беги». Одним из ответов организма будет включение периферического зрения! Внешние мышцы глаз напрягаются, внутренние ослабляются: так зверюшка видит всё вокруг, когда бежит, ей не нужно концентрироваться на деталях картинки, буквах. Поэтому в моменты страха, обид, переживаний ребенок не может прочитать и понять простой текст. А постоянное нахождение в стрессе приучает мышцы глаз быть в таком периферическом тонусе.
Растирая, массируя двумя руками затылочную часть головы, водим минуту взглядом влево-вправо, потом минуту влево-вправо-вверх-вниз. Это активирует зрительную долю вместе с работой мышц глаз, как при чтении или наблюдении. Объединяем таким образом движение и стимуляцию зрительного центра для коррекции. Это не глубокий баланс, зато при ежедневном выполнении даёт результаты.
Именно поэтому в простую программу для преподавателей и родителей (выходит по 3 минуты упражнений перед уроком, например), я включаю и упражнения образовательной кинезиологии и метод нейроэнергетической кинезиологии (базовые форматы, точки аккупунктуры в виде игры). Она позволяет снимать у детей и взрослых текущие стрессы, работать глубже на бессознательном эмоциональном уровне, чем просто упражнения. Работая как нейрокинезиолог с разными серьёзными нарушениями в функционировании мозга и нервной системы, обучении, психосоматикой заболеваний детей в саду и школе, я вижу общие тенденции и основные проблемные моменты, свойственные практически всем детям.
Умению управлять своими состояниями должны были бы учить с первого класса. В классах, где мы практиковали кинезиологические упражнения, удалось к концу года исключить подозрения на дислексии (причины неуспеваемости были эмоциональными), увеличить концентрацию (раньше ученики очень отвлекались на шум, шуршание соседских тетрадей и т. д.), увеличить уверенность (это означает большее внутреннее спокойствие, прекращение «панических атак» перед ответом и т. д.), и даже наладить более дружеские отношения между детьми.
При регулярном выполнении кинезиологических упражнений:
Создаются более прочные связи между врожденными рефлекторными движениями для выживания (ствол головного мозга) и отслеживанием, намерениями, склонностью к рискам. Дети видят новые возможности и делают сознательный выбор.
Устанавливается равновесие между рефлексом "дерись или беги" при страхе, беспокойстве, гневе (эмоциональная лимбическая система), и преодолением этого рефлекса, контролем лобными долями коры, активизацией функций более высокого порядка, которые нужны для функционирования в обществе.
Связь левого и правого полушарий для видения общей картины и анализа частного в ней.
Кинезиология в обучении используется для:
корректировки детских состояний и моделей поведения
улучшения когнитивных навыков детей
коррекции письма, чтения,
усиления понимания,
концентрации на деталях и умения видеть картину целиком
совершенствования организованности, коммуникаций
формулировки целей
направленного движения к цели
приведения мозга в максимально ресурсное сбалансированное состояние для учебы и повседневных дел.
Точки под ключицами. Они расположены вблизи артерий, снабжающих кровью головной мозг. Растирание этих точек способствует насыщению крови кислородом, которая затем поступает в мозг. Положите одну руку на пупок, а другой рукой трём точки с двух сторон (большим и указательным пальцами), расположенные в области мягких тканей под ключицами - «подключичных впадинах». Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Здесь расположены мышцы, играющие важную роль в поддержании равновесия тела. Упражнение также приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активирует мозг, помогая ему воспринимать сенсорную информацию. Затем руки меняются местами, чтобы активировать оба полушария.