Вячеслав Халанский, психолог, психотерапевт
По нескольким причинам. Вот основные из них:
1. Родители не знают, как проводить свободное время с детьми.Общение стало скудным и однообразным. Попробуйте остаться с детьми на три дня и свести к минимуму пользование телефоном. Вы скажете: «Но у меня же важная работа». Да, действительно. Но проверьте: может, это ваша психологическая защита, приправленная «здравыми аргументами»?
2. Родители не видят проблемы в использовании гаджетов. В нашей стране, к сожалению, нет исследований, посвященных зависимости от гаджетов.
3. Родители заняты, и один из способов отвлечь ребенка – дать планшет или игровую приставку. Это действительно может быть выход, когда мама управляется с другими детьми или с какими-то делами в доме. Но важно помнить, что если вы приучите детей к играм, а затем резко захотите это прекратить, могут возникнуть проблемы.
В последнее время ученые используют новый термин – «номофобия», который означает «страх нахождения без телефона» (абревиатура от «no mobile phobia»).
Девайсы могут использоваться для обучения, развлечения или просто, чтобы «убить время». Однако следует помнить о важности подлинного общения в семье. Не набегами, не с нормативными предписаниями и отчетами: «Сделал? Завершил? Хорошую оценку получил?» Исследования подтверждают, что отсутствие нормальных человеческих отношений может влиять на физиологическое и психическое развитие ребенка.
Психологи Эндрю Призбильски и Нетта Венстейн в своем исследовании убедительно показали, что даже наличие мобильного телефона при общении пар лицом к лицу влияет на уровень эмоциональной близости, качество разговора. Мобильник в руках, или даже на столе, постоянно подталкивал искать связь с интернетом во время общения, а партнер при этом воспринимался менее сочувствующим и надежным.
Доктор Дженни Радески и ее коллеги из Бостонского медицинского центра исследовали поведение 55 семей во время похода в ресторан. 40 родителей пользовались во время еды телефонами. По словам ученых, они были буквально «поглощены» своими девайсами. Многие взрослые не реагировали, когда дети требовали внимания; отвечали, не отрывая взгляд от гаджетов. Записи, сделанные во время эксперимента, одновременно показательны и печальны. Вот один из примеров родительского равнодушия:
«Мама достает телефон из сумочки и смотрит на него. Девочка (школьного возраста) начинает с ней говорить, но та не отводит взгляд от телефона; слегка кивает, но не смотрит на ребенка и не отвечает. Кажется, что мать не слушает девочку, но иногда все же роняет несколько слов. Девочка интересуется маникюром матери, продолжает задавать вопросы и не выглядит расстроенной (улыбка на лице, счастливый голос), хотя мама практически не говорит с ней. На минуту мама оглядывается вокруг, рассматривает ресторан, а потом снова углубляется в свой телефон. Девочка в это время крутится на стуле, ест картофель фри и продолжает задавать вопросы. Мама время от времени отвлекается, чтобы взять картофелину или быстро сказать что-то ребенку, и вскоре возвращается к гаджету».
Неудивительно, что дети вскоре начинают более настойчиво требовать внимания от родителей и хуже себя ведут. Ученые также заметили, что если родители в такие моменты «поглощены» телефонами, они жестче реагируют на ухудшающееся поведение ребенка.
Последнее крупномасштабное исследование, проведенное Американской Ассоциацией Психологов, показало, что почти 50% родителей не чувствуют эмоциональной связи со своими детьми даже тогда, когда находятся рядом с ними – и все из-за влияния технологий. Все эти данные лишь показывают, что не стоит легкомысленно подходить к проблеме зависимости от девайсов.
Знаете ли вы, что 75% людей берут смартфон с собой в туалет; в среднем в день человек касается экрана телефона 2600 раз и примерно 2,5 часа человек находится с ним наедине; 33% родителей каждый день спорят с детьми об использовании гаджетов. Эта статистика показывает важность рассмотрения данного вопроса.
Я всем родителям рекомендую работы американского психолога Адама Альтера о влиянии технологий на психическое здоровье человека. Думаю, что он самый продвинутый ученый в этой области. Я решил воспользоваться советом Альтера и проанализировать, сколько времени провожу в смартфоне. Установил приложение Moment. Оказалось, — от 2 до 7 часов. Меня это удивило. Кстати, исследования показали эффективность приложения: в среднем мы проводим с гаджетами 5 часов в день; более 7 млн человек смогли сократить это время.
Я обратил внимание на то, что чаще использую смартфон в периоды напряжения и стресса. Я хочу проверить: ответили ли мне на письмо, сколько людей прочитали мою статью и лайкнули пост в соцсетях, написали ли дети, жена, клиенты. Полагаю, что такая плотная зависимость от гаджетов – это симптом более глубокой проблемы человека: одиночества, стресса, отсутствия контакта с самим собой. Поэтому я решил структурировать и решить свой вопрос с зависимостью. Пересмотрел свое отношение к частой проверке почты, просмотру фильмов, значительно сократил время пользования смартфоном. Я продолжаю и сейчас над этим работать. Таким образом, удалось освободить больше времени для себя и общения с детьми.
Бывало ли у вас такое: собираетесь с семьей поехать в парк или в театр, обещаете себе: «Все, это время – только для детей и жены!» Приезжаете и вдруг начинаете скучать. К скуке подключается чувство тревоги. Вам вдруг нужно найти информацию или фото, или кому-то срочно перезвонить. Вы тихонько в театре достаете телефон… Стоп. Вы же пообещали: никаких гаджетов. Тогда вы говорите себе: «Я быстро. Только проверю почту». И вдруг дочь поворачивается к вам и говорит: «Папа, но мы же проводим время вместе». Мне действительно нужно было признать чрезмерную свою тревожность и желание контролировать ситуацию. И за этим скрывается более глубокая причина.
Меган Оуэнз, профессор психологии, соосновательница крупного проекта Scree-Free Parenting, считает, что родителей, которые делают акцент на живом общении с детьми, становится все больше. Я согласен с ее словами: «Пока что у моих детей нет смартфонов и планшетов, но в будущем они, конечно, появятся. Поэтому сейчас я веду себя так, как хотела бы, чтобы мои дети вели себя в будущем: я не беру телефон за обеденный стол, я никогда не пользуюсь им во время общения или за рулем автомобиля. Иными словами, я пытаюсь быть позитивным примером в этом вопросе».
Запреты или, наоборот, вседозволенность вызывает протест и рождает чувство небезопасности, окутывая ребенка пеленой тревоги. Попробуйте понять, почему он постоянно просит игру, гаджет. Я как-то спросил у своих дочек: «Почему дети играют в игры, зависают в телефоне?» Они мне ответили: «Из-за одиночества и скуки». Когда вы говорите ребенку, что он сделал не так, положите руку на его плечо и обнимите в конце разговора. Дети должны понимать: даже если вы не довольны их поведением, вы все равно их любите. Если ваш ребенок ударил сестру или брата, обнимите его и объясните, что обниматься лучше, чем драться.
Помните, что эмоциональная привязанность формируется при касании и объятиях. А еще при этом вырабатывается гормон окситоцин – химическое вещество, продуцируемое в мозге в моменты, когда мы чувствуем любовь и привязанность. Было также доказано, что окситоцин участвует в процессе формирования связи между родителями и детьми, способствуя возникновению чувства доверия и поддержки. Эта связь, в свою очередь, помогает нашему мозгу производить и использовать окситоцин, благодаря чему ребенок испытывает более положительные эмоции. Но не переусердствуйте с любовью — помните, что у ребенка есть личные границы и не всегда уместно их пресекать.
Однажды я почувствовал, что мы с женой и наши дочери находимся как будто по разные стороны баррикад. Пока они «зависают» с гаджетами, мы лишь кидаем легковесные указания: «Хватит смотреть!» или «Не включайте YouTube!». Я чувствовал, что между девочками и компьютером/планшетом нет нас, родителей. Такая ситуация сформировалась, по двум причинам:
1. Я долгое время находился в стрессе и практически потерял эмоциональный контакт с детьми. Тогда я переживал эмоциональное выгорание и настолько был сосредоточен на себе и на работе, которая вызывала отвращение, что даже не заметил, как у дочери испортился слух по причине высокой влажности и грибка (mold) в нашем доме, что, вдобавок, привело к увеличению ее гланд.
2. Мой стресс влиял и на наши отношения с женой. Дистанция увеличивалась.
Чтобы решить эти проблемы, я сменил работу. Это значительно улучшило эмоциональный климат в семье: я начал вместе с детьми смотреть и обсуждать некоторые фильмы и заметил, что это нас сближает.
Следующая вещь, которая помогла мне восстановить отношения и развивать их, – это совместное общение. Я беру одну из двоих дочерей и мы уезжаем на прогулку. Заметил, что по отдельности они совершенно по-другому говорят, мыслят. Я до сих пор чувствую, как мне непросто это делать. Почему? Уровень взаимодействия на работе, с различными проектами и людьми, создает много разнообразия. Когда же я общаюсь с дочерью, то говорю о простых вещах, поэтому я сосредоточился именно на чувствах ребенка. И здесь я открыл целый мир. С каждым годом их взросления я наблюдаю, как новые и новые слои осознания раскрываются во время нашего общения. Мне важно было разделить переживания дочери, когда она впервые влюбилась. Она говорила и говорила о своих чувствах, а у меня проскальзывали мысли: «Боже мой, ей же только 11 лет, как же можно влюбиться и говорить, что я без него не могу?». Но я по-настоящему принимал ее чувства. Не учил, не наставлял, но давал понимание. И когда мы приехали домой, она мне сказала: «Знаешь, этот день я запомню на всю жизнь».
Я думаю, что подобное общение требует от нас, родителей, времени и сил. Но я также понимаю, что время создает предпосылку для связи, а любовь обеспечивает ее упрочнение.