Стать лучшим педагогом года, заслужить звание «Самого хорошего классного руководителя школы» — в погоне за достижением этих и других заветных целей учителю легко потерять гармонию и счастье. Сегодня поговорим о перфекционизме в школе.
Принцип «Выше, быстрее, сильнее» основательно врос в педагогику. Это касается не только требований к ученикам, но и профессионального облика учителя. Внешний вид, манера общения, профессиональная компетенция — все прописано в нормативных документах, школьных статутах и передается из уст в уста, как истина.
Немало учителей стараются стать лучше, впадая в пропасть перфекционизма. А это не всегда хорошо.
Перфекционизм VS педагог: остаться должен один
Если попросить учителей, родителей и учеников описать идеального педагога, то получится хрестоматийный образ: чуткий, серьезный, коммуникабельный, идеально знающий свой предмет. Эрудированный человек, который «горит» школой. У такого педагога идеальная стрижка или укладка, всегда выглаженная одежда. Он никогда не повышает голос. Очень сдержан. И его — не существует.
Хотя некоторые учителя настойчиво создают образ идеального педагога. Этакого Макаренко-Монтессори XXI века.
Перфекционизм — стремление человека, доведенное до абсурда, желание сделать все максимально идеально. Среди перфекционистов много представителей ответственных профессий: учителя, врачи, следователи, наладчики оборудования, специалисты контроля качества.
Кто наиболее склонен к перфекционизму в школе?
Заслуженные педагоги с многолетним опытом, которые боятся потерять авторитет или сделать ошибку.
Выпускники педвузов. Они стараются быстро и на 100% воплотить всю теорию в жизнь на первом рабочем месте.
Мамы после декрета. Они пропустили несколько лет профессиональной деятельности и теперь с особым рвением стараются наверстать упущенные возможности: вести кружки, быть классным руководителем, во внеурочное время готовить к ЕГЭ.
Почему стремление к идеалу — это плохо?
Дефицит критического мышления. Признать педагогу-перфекционисту то, что кроме его правильного мнения есть альтернативные, да и еще у учеников — смерти подобно. В результате школьники перестают ценить процесс учебы, пытливость ума, прелесть постижения и мыслят шаблонно.
Постоянное нервное напряжение. С перфекционистом сложно работать, у него тяжело учиться, с ним нелегко жить. В своем стремлении к идеалу он не щадит ни себя, ни родных, ни детей.
Но педагогика не функционирует по принципу: «Цель оправдывает средства». Нервный учитель с подергивающимся глазом не вызывает доверия у родителей, учеников и даже педколлектива.
Прокрастинация. Идеальный педагог боится что-то сделать не на «отлично», не «блестяще», поэтому откладывает выполнение заданий на потом.
А дальше уже сроки поджимают, работа не сделана, и идеальный учитель начинает себя накручивать и волноваться. От такого поведения никто не выиграет.
Как перестать гнаться за целями и начать жить?
Осознайте, что нет ничего и никого идеального. Похвально стремиться к эталонному образу профессионала, но в этой погоне не потеряйте себя. Неидеальная дикция может быть милой. Не продуманный до деталей урок прекрасен возможностью импровизации и т. д.
Придерживайтесь распорядка дня. Это лучшее средство для борьбы с прокрастинацией и эмоциональным выгоранием. Выделите точное время на выполнения заданий, на отдых, на подготовку к урокам.
Позволяйте себе эмоции. Радость от хорошо сделанной презентации. Эйфорию от предстоящего отпуска.Конечно, не стоит плакать во время выговора директора. Но признаться ученикам, что их поведение вас расстроило, можно — и даже нужно! Только искренне, а не с каменным лицом. Тогда школьники поймут, что перед ними человек, а не робот-педагог.
Хвалите себя за самые скромные достижения. Провели открытый урок? Молодец. И давайте без разборов в духе «вот здесь можно было сделать по-другому, стало бы лучше и интереснее». Просто молодец. По факту.И так со всем: сделали работу — похвалили себя.