Osvitanova.com.ua

Барбара Оакли, профессор инженерии Оклендского университета и автор курса Learning how to learn на популярнейшем в мире ресурсе онлайн-обучения Coursera, рассказала Фокусу, почему сменить лингвистику на инженерию нестрашно и как мотивировать себя учиться эффективно

Барбара Оакли вдохновляет не только своими научными идеями, но и невероятным жизненным опытом. После окончания школы она пошла на службу в армию, где изучала русский язык. Там будущий профессор служила офицером связи, но поняла, что лишь на знании иностранного языка успешную карьеру не построишь. После службы Барбара вновь стала студенткой, только теперь изучала не языки, а математику и инженерию. Параллельно несколько сезонов работала переводчиком на советском траулере, а затем отправилась на Южный полюс, где устроилась радиооператором.

В результате Оакли пришла к выводу, что при желании и правильном подходе можно научиться чему угодно. Так появилась ее книга с рекомендациями, техниками и методами эффективного обучения — "Думай, как математик". А позже вместе с профессором нейробиологии Терренсом Сейновски Барбара Оакли разработала видеокурс для Coursera, ставший одним из самых популярных на ресурсе.

Ветер перемен

В молодости я считала, что математика совершенно бесполезна. И только в армии поняла, насколько ошибалась. Я работала офицером службы связи, но это было ужасно, потому что не имела соответствующих знаний и технической подготовки. Тогда же я осознала, какие возможности могли бы мне дать эти самые технические знания. В общем, решила переучить свой мозг, освоить математику и инженерию, как только закончу службу в армии.

В 26 лет я снова поступила в университет и начала с самых низов — примитивной математики, которую преподают в старшей школе. Тогда я двигалась очень медленно, а сегодня уже профессор инженерного дела.

Техники, с помощью которых я учила язык, пригодились во время изучения математики и естественных наук.

Я не была студенткой-отличницей. Зато периодически бросала себе вызовы, например: "Давай-ка пройдем весь этот тест и посмотрим на результат". Я не боялась напрасно потратить время. Стоило рискнуть, потому что полностью новое и другое давало возможность найти хорошую работу.

Все в жизни — это приключение. Когда я поступала на инженерию, у меня не было плана Б. Если бы ничего не получилось, пришлось бы его придумать.

Правильный инструмент

Тестируйте себя. Таким образом вы воспроизводите нужную информацию из памяти. Это эффективнее, чем очередное перечитывание материала

Learning How to Learn очень универсальный. Он полезен для людей с любым жизненным опытом и разным направлением в учебе. Это одна из причин, почему курс так популярен на Coursera.

Для того чтобы внедрить методики обучения в жизнь, важно знать, как и почему это работает. В отличие от многих других, курс Learning How to Learn базируется на нейробиологических и когнитивных исследованиях, которые объясняют, почему некоторые из этих техник полезны и как лучше их использовать.

Большинство видео для курса мы с мужем снимали в подвале нашего дома. Тогда мы ничего не знали о видеопродакшене и учились по ходу. Все видео я обрабатывала сама и следила за тем, чтобы людям не было скучно. Как выяснилось, такой подход очень даже ничего.

Один из моих самых эффективных и любимых методов обу­чения — техника Помадоро. Она подразумевает 25 минут занятий, которые чередуются с пятью минутами перерыва. Минимизация количества задач и переход на последовательную работу от задания к заданию помогает работать быстрее и эффективнее.

Многие считают, что не могут изучить предмет, хотя по факту нужно лишь позволить мозгу переварить и зацементировать информацию. Дело в том, что у мозга есть два принципиально разных режима работы: сфокусированный и рассеянный. Это значит, что мы учимся не только когда сфокусированы, но и когда отвлечены. Тогда мозг продолжает обрабатывать полученные знания в фоновом режиме.

Начните тестировать себя. Никто не любил контрольные в школе, но это невероятно полезно. Таким образом вы воспроизводите нужную информацию из памяти. Это эффективнее, чем очередное перечитывание материала.

Нельзя сказать, что описанные методы — это "мои" методы.Курс Learning How to Learn базируется на знаниях многих исследователей о том, как эффективно учиться. Разрабатывая его, мы с Терренсом Сейновски отталкивались от собственных знаний в математике и языках.

Дисциплина и еще раз дисциплина

Знание языков — это хорошо, но лучше владеть еще каким-то навыком. Подобный симбиоз значительно расширяет круг возможностей, поскольку сферы деятельности часто перекликаются друг с другом. У хороших программистов часто есть опыт в лингвистике, ведь у иностранного языка и программирования очень много общего.

Разные исследования доказывают, что физические упражнения помогают вернуться на нужную волну, если вы отвлеклись или прокрастинируете. Если вы застряли на решении какой-либо задачи, небольшой перерыв и зарядка будут как нельзя кстати. Даже простая прогулка на свежем воздухе поможет вернуться в рабочий ритм.

"Один из моих самых эффективных и любимых методов обучения — техника Помадоро. Она подразумевает 25 минут занятий, которые чередуются с пятью минутами перерыва"

Подход "Я буду учиться каждую свободную минуту" не работает. Перед тем как приступить к изучению чего-то нового, я обязательно создаю расписание. При этом необходимо определить время не только для учебы, но и для отдыха. Это поможет сохранить дисциплину и не забросить процесс.

У каждого ученого случаются неудачи. Иначе нет никакого риска для достижения успеха. Мы с Терри в течение трех лет пытались подать статью в научно-популярный журнал Science of Learning. Только недавно, с четвертой попытки, нам это удалось.

Чтобы научиться чему-то новому, не обязательно поступать в университет. Важны лишь ваши цели и дисциплина. Большинство знаний в когнитивной психологии я приобрела самостоятельно. Это дает собственный свежий взгляд на вещи.

Преподавание — это искусство. Иногда я неделями ищу способ интересно и просто пересказать материал, в итоге укладываясь в 10 минут лекции. После этого мне говорят: "Это звучит так просто!" Но это лишь на первый взгляд.

Не забыть и не забить

Волшебной таблетки, то есть единой мотивации, которая заставит вас учиться, нет. Кому-то необходимы внешние факторы, например, требования по работе, кому-то достаточно желания и внутренних причин.

Чтобы не забывать, зачем вы учитесь, используйте маленький трюк. Сделайте свою фотографию с бейджем, например, "Главный инженер" или "Главный врач". Так у вас перед глазами будет картинка классного будущего, которое вас ждет.

Один из студентов рассказал мне блестящий способ "плохой" мотивации. Однажды летом он работал на птицеферме. Это ужасное место, особенно в июле. Только представьте себе тысячи вонючих и липких кур! Теперь, когда парень прокрастинирует, ему достаточно вспомнить эти дни и подумать: "Хотел бы ты вернуться туда снова?" В результате прокрастинация мгновенно исчезает.

Я люблю делать людей счастливыми, потому что тогда счастлива сама. Поэтому часто моя первая реакция на предложения и вопросы — это согласие. Если дети чего-то хотели, они получали это от меня, а не от мужа.

Я перфекционист со здравым смыслом. То есть когда я работаю над книгой, то контролирую все мелочи, стараюсь сделать все максимально хорошо. Иногда могу сводить близких с ума своим стремлением к идеальности. Однако после уборки дома, к примеру, мой муж замечает, что не такой уж я и перфекционист.

Я люблю читать, это наполовину работа, наполовину игра.

Мне всегда есть над чем работать. Поэтому периодически у меня нет свободного времени. Тогда я просто заставляю себя сказать: "Окей. Я закончила на сегодня".

Поширити у соц. мережах: