Сегодня весь мир говорит о том, что классическое образование доживает последние дни и скоро все будут учиться дистанционно в течение всей жизни. Но есть и альтернативное мнение: онлайн-курсы воспитывают людей с искаженным представлением о своем профессионализме
Более половины людей (52%) никогда не открывают приобретенные онлайн-курсы — такие данные опубликовала Американская ассоциация содействия развитию науки, проаназилировав данные по онлайн-курсам Coursera, Udemy, Udacity, edX, Гарвардского университета и MIT. Полученные ими сертификаты не впечатляют работодателей, а необходимые сегодня навыки просто невозможно развить дистанционно. Но несмотря на это, онлайн-образование остается прибыльным бизнесом. На что рассчитывают люди, предпочитающие обучение в режиме онлайн?
Глава HR-направления Google Ласло Бок отмечает: дипломы абсолютно не гарантируют, что сотрудник будет справляться со своими задачами в компании. Однако в то же время система скрининга и отбора кандидатов в Google и большинстве международных компаний построена на отборе людей именно по наличию необходимых дипломов. Люди идут за сертификатами в надежде пройти «сортировочный пункт» и получить приглашение на собеседование. Либо рассчитывают получить повышение за счет подтверждения нового уровня своих компетенций. Они играют по обозначенным компаниями правилам: в сотрудниках ценятся life-long learning, вклад в свое образование, настойчивость и повышение квалификации. Однако факты вскрывают много противоречий.
Онлайн-курсы не повышают уровень компетенций сотрудников, а работодатели отказывают в повышении на основании онлайн-сертификата
Большинство выпускников программ MBA отвечает, что ценность MBA не в качестве учебного материала. Ценность — это люди, нетворкинг и возможности найти работу с дипломом известной бизнес-школы. Однако онлайн-обучение не подразумевает нетворкинга и полезного общения.
Это не останавливает университеты от того, чтобы взвинтить цены на свои программы. Стоимость онлайн-курсов MBA в лучших университетах мира сегодня варьируется от высокой до очень высокой (учитывая, что MBA — самый востребованный онлайн-курс): $42 000 стоит обучение в Уортонской школе бизнеса (лучшая онлайн-программа MBA 2019 года по версии Finantial Times), $80 000 стоит онлайн-курс MBA в Индианском университете (программа №1 в США), и в $132 000 обойдется диплом аналогичного курса в Университете Карнеги — Меллона. При этом даже выпускники престижной Уортонской школы бизнеса (как и многие выпускники EMBA) жалуются, что работодатели не ценят приобретенные знания, и они возвращаются к той же позиции, что и до MBA. Обучение не дает релевантных для позиции навыков.
Выпускники MBA Kelley School of Business рассказывают, что есть некое предубеждение со стороны работодателей в отношении тех, кто получил сертификат онлайн. А отзывы на онлайн-программы самых разных университетов показывают, что качество обучения сильно ниже ожидаемого.
Отзыв о Strayer online MBA: «Прежде всего, они берут всех подряд. На сотрудников факультета оказывают давление, чтобы люди сдавали экзамены. Обучение необоснованно дорогое. 33% всех денег, что платят студенты, — это прибыль стейкхолдеров, 33% — это расходы на маркетинг, и 33% — расходы на обучение. Цель школы — взять ваши деньги и держать вас в школе, поэтому стандарты обучения снижаются. Выпускникам не помогают найти работу, и многие компании не берут на работу тех, кто заплатил за диплом MBA».
Отзыв об онлайн-программе MBA в University of Maryland University College: «Школа ведет себя как бизнес, а не как школа. Если деньги за семестр приходили на день позже, мне поступали десятки звонков, а профессора отказывались отвечать на мои вопросы. Я сдавал все работы менее чем за неделю и никогда не получал менее 88%. Занятия слишком легкие, того же уровня, что обычный колледж. Я стыжусь своей школы, когда вижу своих сокурсников. Очень низкое качество отбора студентов».
Отзыв об онлайн MBA Сolumbia Southern University: «Ни одно занятие не ведет профессор. Скорее, «фасилитатор» или «модератор», которые никогда не отвечают на сложные вопросы студентов. С тех пор как я получил этот диплом, я не получил ни повышения, ни перспектив найти более престижную работу».
Люди, заплатившие за курс, добавляют его в резюме и искренне путают наличие сертификата с наличием профессиональных навыков, которые нарабатываются годами практики. Проблема бизнеса сегодня — искаженное восприятие своих компетенций миллионами сотрудников, которые получают сертификаты о лидерстве, управлении бизнесом и навыках коммуникации за три дня или три месяца и считают, что получили навык, достойный повышения.
Факты того, что людей не повышают за наличие сертификатов, не могут соревноваться с количеством предложений в нише дополнительного онлайн-образования. Мощная пропаганда «Стань лидером за 3 дня» искажает восприятие и приводит к конфликтам в компаниях. Об этом много говорит Саймон Синек, подчеркивая, что сертификаты лидеров бесполезны — нужна постоянная практика. Об этом пишет Джейсон Баргер, которого цитируют многие эксперты в образовании: «Программы обучения для лидеров — это провал. Большинство курсов — это восемь часов непрерывного потока информации вместо трансформации сознания человека».
В компаниях нужны совсем другие компетенции и навыки, которые онлайн-курсы не способны развить в людях
Прогнозируя популярные профессии будущего, большинство исследователей отмечает, что самыми востребованными будут навыки человеческие, которые невозможно заменить алгоритмом. Это эмоциональный интеллект, креативное и критическое мышление, любопытство, адаптивность, коммуникация с людьми, мотивация учиться, навык учиться самостоятельно. Эксперты сходятся на том, что онлайн-курсы сегодня не способны помочь людям освоить эти навыки по множеству причин:
Онлайн-курсы не подразумевают обратной связи или общения с преподавателем. Содержание большинства курсов — это развлекательная библиотека видеоконтента. Из всех курсов по развитию soft skills, которые предлагает Udemy, например, ни один не предполагает человеческой обратной связи и подтверждения сформированного навыка кроме сертификата. Низкое качество преподавателей онлайн-курсов. Любой, заявивший себя экспертом, предлагает научить других, не владея методикой преподавания и навыком успешной работы с онлайн-аудиториями. Онлайн-школы — быстрорастущая ниша, пропагандируемая инфобизнесменами как «прибыльный бизнес» без вложений.Юным предпринимателям рассказывают на тренингах, что можно выгодно продавать и переупаковать чужие знания. Цель — высокая маржинальность, но не помощь в развитии навыков, необходимых поколению, которое будет руководить нами через 5-10-15 лет.Знания можно получить через массовые онлайн-программы, но для формирования человеческих навыков требуется много индивидуальной обратной связи преподавателя каждому участнику и работа в мини-группах, где материал подобран под особенности людей, отмечает профессорИнститута технологий Нью-Джерси.
Онлайн-образование однозначно будет развиваться, и вместе с тем самыми критичными будут оставаться навыки человеческой коммуникации, которым, как показывает практика, сложнее всего обучиться онлайн.