Эти лайфхаки должны быть в арсенале каждого классного руководителя!
Мало кто любит классные собрания. Долго, скучно и отнимает свободное время. Классному руководителю приходится несладко. Совладать с родителями порой труднее, чем с их детьми.
Как выглядит коллектив родителей на классном собрании:
Группа в количестве ±25 человек разного возраста, пола, социального статуса. Люди с разными целями: кто-то просто пришел как на отбываловку, другой — весь горит желанием куда-то собрать деньги для детей, третьих интересует сугубо успешность и ничего более.И вы должны максимально быстро, качественно и безболезненно для всех организовать работу, воплотить в жизнь ожидания каждого и доступно донести информацию. Миссия выполнима, но требует особого подхода.
Наверное, только родители отличников обожают родительские собрания. Остальным приходится выслушивать замечания и узнавать о своих не самых примерных чадах то, что они и так знают. Такие родительские собрания портят настроение и оставляют неприятное послевкусие
Что делать: Проблемы ученика обсудите с его родителями персонально. А когда вы собираетесь вместе, учитесь ценить в детях их лучшие качества. Для этого предложите каждому родителю ответить на такие вопросы:
— Что я чувствую по отношению к ребенку?
— Что я вижу в ребенке?
— В чем сильные стороны моего ребенка?
Итог: Каждый родитель поймет, что его сын или дочь — особенные, ими стоит гордиться.
Родители часто сетуют на то, что учителя не понимают ребенка, не могут найти с ним общий язык. Дайте возможность родителям проговорить, как им удается наладить общение с ребенком. Это полезно и для них, и для вас.
Что делать: Все просто. Предложите родителям закончить предложение: «Чтобы лучше понять своего ребенка, я…»
Итог: Учитель поймет, какое общение у детей и родителей, родители задуматься достаточно ли развит у них эмоциональный интеллект, стараются ли они понять своего школьника.
Нет, родитель не делает домашние задание за ребенка. Папа, мама, бабушка, дедушка понимают, что они и классный руководитель — тандем, союзники в борьбе за успешность чада.
Что делать: Каждый родитель перед началом собрания думает, чем он может помочь классному руководителю или ребенку. Например, мама работает журналистом? Ок, она может помочь ученику с творческими моментами: подсказать идею сочинения, проверить выразительность чтения стиха. Папа может проконтролировать, как сын сделал домашнее задание. Если возникли трудности, то обратиться за помощью к учителю предметнику.
Итог: Важно, чтобы родитель понял, что учеба ребенка — это не проблема педагога. Это процесс, длиною в 11 лет, где учитель и родитель по одну сторону баррикад.
Если возник конфликт между педагогом и учеником, одноклассниками, то худшее решение проблемы — начинать «публичную порку» при всех родителя на классном собрании. Испорченные нервы, натянутость отношений и деструктив гарантированы. Тем более что происходящее на классных собраниях пересказывается детям дома.
Что делать: Чтобы избежать подобного, предложите родителям назвать темы, которые они не готовы поднимать на родительском собрании. Тут важно всем понять, что никто не собирается никого силой принуждать обсуждать неприятные моменты или лезть в душу.
Предлагаем альтернативный вариант: все острые моменты выяснять в приватном разговоре. Лишняя информация не просочится к посторонним, появится больше шансов быстро и продуктивно решить конфликт.
Итог: Право учителя и ученика на собственное достоинство — непоколебимо.
Предвзятость — это плохо. Если вы уже наперед в своем воображении развесили ярлыки на каждого ученика или родителя, о каком диалоге и сотрудничестве может идти речь? То же касается и родителей, которые и сами грешат подобным, как в отношении учителя, так и в отношении собственного ребенка.
Давайте разучиваться вешать ярлыки!
Что делать: Поделите коллектив родителей на группы по 2–3 человека. Каждому прикрепите бейджик с одной из таких фраз: «Я не понимаю, что ты объясняешь, «Я чувствую себя подавленным», «Говори со мной, словно это я виноват во всем», «Обращайся ко мне как к своему любимчику», «Подбодри меня», «Мне не интересно все, о чем ты говоришь» и тп.
Важное условие: человек не должен знать, что написано на бейджике, который вы прикрепили ему!
Участники пытаются объяснить друг другу какое-нибудь простое понятие, например, что такое микроволновка, как пользоваться лифтом. При объяснении нужно соблюдать условие на бейджике собеседника. Например, объяснять, как пользоваться лифтом человеку, которому это неинтересно.
Суть упражнения в том, чтобы каждый ощутил себя в роли ученика, на которого навесили ярлык. После завершения задания пусть каждый расскажет, насколько комфортно было коммуницировать с таким «диагнозом» на груди.
Итог: Каждый должен усвоить — ярлыкам не место в классе или семье.