Чем привлекательна стажировка за рубежом? Какие новые возможности открывает и сколько за это платят украинским студентам? Как устроен процесс обучения в одном из лучших вузов мира? Возвращаются ли наши таланты после стажировки в родную страну? Свою невероятную историю рассказывает талантливый Антон Ганопольский, серебряный призер Международной химической олимпиады, стипендиат Новопечерской школы.
Когда я выиграл олимпиаду по естественным наукам, которую проводила Новопечерская школа, решил подать заявку еще и на стипендиальную программу Новошколы. Почему? Условия обучения приятно поразили. В 10-м и 11-м классе учился уже здесь. Лично мне нетрудно было попасть на обучение по условиям стипендиальной программы — я уже и до того проделал огромную работу, принимая участие во всеукраинских олимпиадах (в 2016 году Антон стал абсолютным победителем украинского олимпиады и завоевал серебро на мировой).
Моя мама — врач, и она мечтала о моей карьере в медицине. Я занимался с репетиторами, мама тоже помогала получать углубленные знания по химии и биологии. Неудивительно, что я не на шутку увлекся естественными науками.
Разница, которую сразу чувствуешь, — большая свобода выбора: что именно сейчас хочешь изучать, чему хочешь научиться и какие навыки планируешь развивать? В Новошколе не пытаются нашпиговать тебя знаниями, а погружают в прикладные моменты.
Сомнения тоже были. Спрашивал себя: «Приятно ли мне будет учиться в Новопечерской школе вместе с детьми бизнесменов, политиков? Как они примут «обычного» парня?» Опасения быстро исчезли. Еще на собеседовании пообещали, что будут заботиться обо мне — это их работа. А для меня главное — отвечать за свою работу.
С новыми одноклассниками мы хорошо сдружились, и когда я сейчас приезжаю в Украину, встречаемся и весело проводим время.
Особенностью гранта является возможность также рекомендовать ученика, который станет достойным претендентом на участие. Рекомендовать его могут преподаватели, научные руководители, репетиторы и близкие.
Формы для регистрации и рекомендации ученика доступны по ссылке.
Дедлайн подачи: 20 мая.
Знакомые из украинской диаспоры в США помогали мне подать документы в американские вузы. Но эта идея потерпела поражение.
Когда пришло время выбирать институт, я готовился к международной олимпиаде. Все тренеры, которые нас готовили, единогласно советовали поступать в Институт высоких технологий (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко). Хотя я учился в ИВТ только год и после первого курса уехал на стажировку в Израиль, ни разу не пожалел о поступлении в украинский университет. Преподавательский состав — блестящий, и именно педагогам я обязан тем, что позволили мне учиться дистанционно.
Меня пригласили в Израиль представители еврейской программы Masa Israel. Понятия не имею, как эти люди вышли на меня — они даже не знали, чем именно я занимаюсь в университете. Подробно изучив условия контракта, решил попробовать. Тем более, к тому времени я уже неплохо владел ивритом — в Киеве брал уроки у частного преподавателя. Masa Israel позволяет молодежи до 30 лет независимо от выбранной специальности поехать в Израиль, открыть эту страну для себя и параллельно получать знания и опыт во время стажировки.
Последнее я выбрал самостоятельно: Weizmann institute of Science и уже работаю здесь полтора года. Документы на стажировку подавал сам.
Weizmann institute of Science — крупнейший исследовательский институт Израиля в городе Реховоте, названный в честь первого президента страны Хаима Вейцмана. Он входит в ТОП-10 лучших исследовательских центров мира (Академический рейтинг вузов) и признан лучшим в мире за пределами США (журнал Nature).
Поразила огромная территория Института Вейцмана: 21 гектар! Здесь происходят удивительные вещи: открываются новые горизонты в понимании редких генетических заболеваний и онкологии, ученые пытаются разработать вакцины и лекарства от до сих пор неизлечимых болезней, исследуют астрономические феномены и открывают новые законы Вселенной. Возможно, вы читали новость о том, что ученые синтезировали фиолетовую картошку и помидоры, чтобы эти овощи стали еще полезнее? Это тоже дело рук сотрудников Института Вейцмана.
Институт состоит из 250 экспериментальных и теоретико-исследовательских групп по 5 направлениям: биология, математика, информатика, физика и химия.
Я выбрал химию и стажируюсь сейчас в отделе органической химии. Меня патронирует талантливый молодой профессор Рафал Кляйн. Он также читает лекции. Ты приезжаешь и сразу погружаешься в прикладную работу: исследования. Выбираешь тему и должен через некоторое время представить результат. Как будешь это делать — выбирай сам. Никто не будет подгонять, но проверяют текущие успехи раз в месяц. Поэтому я называю это «обучение через ответственность».
Мое исследование поможет фармацевтам создавать препараты «точечного» действия
Сейчас я с головой погружен в исследование, результаты которого мы вскоре опубликуем в научном журнале. Это была длительная кропотливая работа — в химии нет кратковременных проектов. Например, мой проект длился год, и считается небольшим.
Речь о химии больших молекул. В молекулу-клетку (cage) мы интегрировали другие молекулы. И это не только потому интересно, что до нас этого никто не делал в конкретном ракурсе. Это было мое первое масштабное исследование. Оказалось, что большие молекулы могут менять свойства соединений, меняющих свою структуру под действием света. Это дает большой спектр возможностей использования этих новых соединений.
Наши исследования помогут сфере, которая сейчас динамично развивается — доставка лекарственных средств непосредственно в проблемный центр. Дело в том, что некоторые лекарственные средства вредят не только патогенным клеткам, но и могут ослабить весь организм. Поэтому ученые работают над тем, чтобы лекарственное средство попадало «точечно» в пораженный очаг, и над тем, чтобы контролировать такую доставку. Надеюсь, наши результаты вдохновят влиятельных технологов-фармацевтов, и они смогут вывести новые средства доставки лекарственных средств в человеческий организм.
В Израиле я учусь по программе магистров, что помогает сдавать экзамены для бакалавров в Украине. За границей я почти ничего не зарабатываю, но это и не было целью. Моя задача — глубоко изучить интересные мне направления.
Скажу честно: учиться в Израиле не так легко, как может показаться со стороны. Большинство студентов гораздо старше меня — они проходят через армию, поэтому разница в возрасте с однокурсниками — 5-6 лет.
Относительно различий между преподавателями и их методами в Украине и Израиле — у украинских, с которыми я работал, значительный зарубежный опыт. Вероятно поэтому большой разницы после переезда за границу я не почувствовал. К тому же в Украине на пары мне о-о-очень нравилось ходить! То, что сразу чувствуешь от преподавателей в Израиле — они настроены помогать каждому и при любых условиях. Даже во время экзамена можешь подойти к преподавателю и спросить, как решается та или иная задача.
И в Украину сейчас приезжают студенты на стажировку из других стран. Но то, чему нам точно нужно поучиться, так это безоговорочной свободе для студентов, предоставляемой за рубежом. А еще — невероятному многообразию науки: тебе позволяют попробовать себя в кардинально разных сферах. Получится у тебя что-то или нет — никто не знает, но у студента есть шанс проявить себя. В Украине студенты более ограничены в таких возможностях.
Я получаю зарплату как магистр и работник лаборатории — $1800. Это самая маленькая ставка для работников лаборатории, но эта сумма позволяет достаточно комфортно себя здесь чувствовать.
К этой сумме можно получать различные и порой весьма ощутимые (до $1000) бонусы: за участие в конференциях, за получение индивидуального гранта на исследования. Например, я стал участником международной конференции в США и получил этот прекрасный бонус.
Для студентов, которые хотят на стажировку за рубеж, нужно резюме и хотя бы небольшой практический опыт в Украине. Очень рекомендую всем студентам, которые только начинают учиться, сразу искать места, где они смогут после обучения попрактиковаться: лаборатории, исследовательские компании. Это будет безоговорочным плюсом. Но самый важный этап — собеседование. Его обычно проводит профессор, в команде которого ты будешь работать. В том же институте Вейцмана есть летняя школа, в которую относительно нетрудно попасть — два месяца можешь учиться и путешествовать по стране.
Из моих наблюдений — то, что отличает студентов из США и из Украины — круг знакомств. Если в США студенты могут видеть нобелевских лауреатов как минимум раз в месяц и задать любой вопрос после лекции, то в нашей стране это очень трудно. В Израиле украинцы получают супершанс расширить круг знакомств в мире науки — это очень полезно для карьеры!
Стажировка — это практика в действии. А в обучении без практики мало смысла. Ты можешь знать назубок всю теорию, но когда видишь, как это работает в лаборатории — чувствуешь эффект от обучения.
Поскольку мой контракт с институтом Вейцмана заканчивается летом, хочу поехать на учебу со стажировкой в США или Швейцарию: там другой уровень конкуренции и образования. Но я хочу вернуться в Украину, став независимым специалистом — с наработками и идеями, которые могу реализовать в нашей стране. Например, мне очень интересна стартап-сфера в науке.