О милосердии и гуманности твердят на каждом углу. Но как воспитать такие качества в подрастающем поколении? Предлагаем вам работающие советы, которые подойдут педагогам и родителям.
Из разговора двух учительниц (Подслушано на остановке общественного транспорта):
— Алла, представляешь: хулиганы, избившие бомжа на прошлой недели, оказались не из нашей, а из соседней школы.
— Фуххх. Хорошо, что не наши.
Или вот еще картина:
В супермаркете в 18.00 в людное время много мам с детьми дошкольного возраста. В очереди возле касс слышится громкий рев, начинается настоящая истерика. И каждый мама или папа, пришедший с ребенком, думают: «Слава Богу, что это не мой!».
Спросите, что общего в этих ситуациях? Отвечаем: и там, и там не было сочувствия. Был отведенный взгляд, благодарность, что беда случилась не с ними. И всё.
Если так себя ведут родители и педагоги, то откуда у детей возьмется сострадание? Почему нас, взрослых, потом удивляет, что подростки не вызвали скорую помощь, когда старику на улице стало плохо? Почему не утешили студентку, которая рыдала после проваленного экзамена? Почему не одолжили денег на проезд ребенку, который потерял кошелек?
Чтобы не сетовать на отсутствие сострадания, не вспоминать, что в советское время люди были гуманнее, надо воспитывать сострадание уже сегодня. А как это сделать, мы расскажем.
1. Следите за своей речью. Понятно, что педагоги и родители не используют грубых слов или нецензурной лексики. Но насколько часто они пользуются словами «гуманность», «сочувствие», «доброта», «сострадание»?
Совет: Просите детей подобрать синонимы к слову «сочувствие». Пусть пользуются словарями или интернетом. Также неплохо спросить детей, как именно они понимают это слово. Какие эмоции оно у них вызывает?
2. Говорите о сочувствии. Откуда возьмется сострадание у детей, когда взрослые в повседневной жизни о нем не говорят. В школе, чаще всего об этом вспоминают, анализируя литературные произведения. Но дети редко видят связь занятий по литературе с обыденной жизнью.
По дороге на работу или на перемене стали свидетелем трогательной истории? Расскажите, что именно поразило вас, что заставило задуматься, что мотивировало проявить сострадание.
Важно, чтобы дети поняли, что помогать ближнему можно не где-то далеко, а здесь, в родной школе, на родной улице, в своем городе. И те, кто нуждается в милосердии, постоянно возле нас. Просто мы разучились замечать их, говорить о них.
Совет: Приводите ученикам примеры сочувствия: донорство, сбор денег для тяжелобольных, шефство над приютом для бездомных животных или помощи дому престарелых.
4. Дайте время. За один день после разовой благотворительной акции у хулигана не может появиться столько же сочувствия, как у матери Терезы. Тем более, что сцен насилия и грубости гораздо больше в окружающем мире, чем доброты.
Уверены, 100%-злых детей без капли доброты не бывает. В зависимости от воспитания, социальных условий и ряда других факторов всем необходимо разное количество времени для «выращивания» сострадания.
Совет: С периодичностью раз в месяц, квартал, четверть проводите благотворительные акции. Дети должны усвоить, что сострадание — это постоянное качество на всю жизнь, а не разовая показуха.
5. Подайте пример. Хорошо рассказывать ребенку, что такое сострадание. А вот показать пример такого поведения можете? Можно зачитывать гуманистические истории из жизни. Только вряд ли литературные примеры заденут за живое.
Совет: Предложите ребятам оказать помощь приюту для животных. Для этого не обязательно собирать деньги. Свяжитесь с координаторами приюта. Иногда надо рассказать через социальные сети о животных, организовать акцию «Ищем дом» или просто принести ветошь из дома на подстилки животным.
Обговорите вместе со своими школьниками: как именно можете помочь? Даже если просто сделать репост на страничке в социальной сети о поисках владельцев для кошек и собак, то шансы получить новый дом у питомцев вырастают в десятки раз.
Поверьте, в современных подростках не меньше доброты, гуманности и сочувствия, чем у их родителей в аналогичном возрасте. Просто научите проявлять эти качества. Поверьте, эти важные уроки иногда главнее контрольной по математике или проверки домашнего задания.
Вам вопрос: как вы считаете, достаточно ли времени в современной школе уделяют воспитанию сочувствия у детей? Какими педагогическими приемами пользуетесь вы? А может вы считаете, что на учителей и так взвалили слишком много ответственности и они не должны заниматься еще и просветительской деятельностью? Пишите комментарии!