В современном мире появилось большое количество предложений для родителей. В какой детский сад оформить ребенка? Где ему будет лучше, интереснее, безопаснее и комфортнее? Каждый родитель ставит перед собой свои цели в поиске детского учреждения, в котором его ребенку, по его мнению, будет лучше.
Предложений для родителей огромное количество. Детские садики по методике Марии Монтессори, вальдорфовские детские садики, частные детские садики с разными уклонами развития, многоязычные, стандартные (постсоветские) и т. д.
Каждая семья имеет свои требования к садикам и ищет тот садик, в котором эти требования удовлетворятся. И это самый правильный путь – ведь чем меньше тревога родителей о том, подходящий ли садик, тем спокойнее самому ребенку адаптироваться на новом месте.
В дошкольном возрасте у ребенка есть основные потребности его развития:
потребность в безопасности, потребность в движении, потребность в принятии, потребность в игре и общении, потребность в новой информации об окружающем мире.Если папа и мама довольны своим выбором, их родительские переживания минимальны, значит, ребенок имеет доверие и расположение к новым переменам в своей жизни.
По сути, садик является первым шагом ребенка в самостоятельную жизнь в большом мире, где осуществляется его внедрение в социум. К 3-4 годам можно наблюдать, как у детей появляется потребность в общении с другими детьми, как они учаться друг у друга, как копируют эмоции и поведение других детей. Все это происходит тогда, когда у ребенка созревает социальное «Я». То есть, появляется острая потребность в общении со сверстниками и рождаются внутренние вопросы кто Я среди них. что Я умею и что Я могу.
Как помочь малышу получить позитивный первый опыт в детском саду?
Тщательно изучите все возможные подходящие варианты детских садов. Посмотрите само помещение, где ребенок непосредственно будет играть, спать, кушать. Если вам импонирует обстановка и уют, то и вашему малышу все это придется по вкусу. Если вы в чем-то сомневаетесь, приложите все усилия, чтобы это изменить или исправить.
Делюсь своим материнским опытом. Когда мы с родителями согласовали вопрос уюта в группе, мы принесли воспитателям детские картинки на стену, цветные красочные подушки для сидения на коврике во время групповых занятий. Все эти детали создают общее настроение и расположение ребенка к приятной обстановке и спокойствию. Детский мир яркий, ароматный и уютный. Попытайтесь посмотреть на обстановку глазами ребенка, и если вам самим нравится, значит есть все шансы, что понравится и вашему малышу.
Точно с таким же тщательным подходом нужно подойти к людям, которые будут контактировать в течение дня с детьми. Человеческий фактор – один из самых важных в выборе детского садика. То, какой воспитатель будет проводить время с детьми, может обозначить положительный настрой и желание посещать садик. Вы как родители обладаете интуицией, чтобы почувствовать, сможет ли педагог «подобрать ключик» к вашему ребенку.
Как правило, людей, которые искренне любят детей и умеют с ними ладить, видно сразу, поэтому прислушайтесь, что вам подскажет ваше родительское сердце. Постарайтесь установить контакт с воспитателем путем человеческого общения, в ходе беседы расскажите педагогам об особенностях характера вашего ребенка, что он любит, чего не любит, что его может успокоить, а что его может расстроить. Дайте некую подсказку ваших родительских наблюдений за ребенком и способов решения разных ситуаций.
Для ребенка дошкольного возраста новшества в его жизни могут быть стрессовым фактором, а если это еще и отмечается разлукой с мамой на целый день, то поводов для беспокойства ребенок найдет большое количество. Поэтому лучше малыша готовить заранее к первому визиту в садик. Постарайтесь несколько раз прийти на территорию детского сада в качестве ознакомительной прогулки, чтобы рассказать о том, что это за место, почему дети сюда приходят и что они здесь делают.
Расскажите ребенку о функции воспитателя и о его задачах, акцентируйте внимание ребенка на том. что ему всегда прийдут на помощь в любых вопросах и находящиеся рядом взрослые всегда обеспечат ему защиту. Таким образом вы сформируете доверие к новому месту у ребенка.
Я не сторонник отвечать детям, что садик – это работа. Многие семьи комментируют поход ребенка в детский сад такими словами: "Мы с папой утром идем на работу и ты тоже идешь в садик на свою работу». Мне не кажется, что это успокоительные слова для детской души. Так как основная ведущая деятельность ребенка до 7-8 лет это игра, то лучше объяснять ребенку его поход в садик такими словами: «Ты идешь в садик играть и дружить с другими детками, а воспитательницы учат вас интересным вещам».
Первые визиты в детский сад лучше начинать с небольшого количества часов. Если есть возможность, постарайтесь несколько первых дней забирать ребенка до дневного сна. Почему это так важно? Чтобы сформировать интерес у ребенка к посещению детского сада, нужно сделать это событие максимально положительным. Когда ребенок заведет новые знакомства, привыкнет к воспитателям, будет чувствовать себя в безопасности, его страх и тревога угаснут и он сможет лучше воспринимать организационные моменты и требования дисциплины в детской группе.
Когда у детей появляется мотивация и желание приходить в группу детского сада, где тебя ждут друзья и воспитатели, тогда его внутреннее напряжение уменьшается, чувство грусти от разлуки с мамой сменяется новыми эмоциями и новым опытом общения со сверстниками. А значит ребенку под силу окунуться в игры со сверстниками и занятия с воспитателями в течение всего дня.
Появление в жизни ребенка детского сада – это всегда новая система координат и правил, в которой ребенку не всегда легко сориентироваться. В домашней среде ребенку было спокойнее, безопаснее и предсказуемо. Близкие люди окружают заботой и помощью, атмосфера привычная и изученная. Что происходит, когда ребенок становится частью социума в своей детской группе? Он не всегда чувствует себя безопасно, у него нет возможности обратиться за помощью к родителям, он не всегда знает, как решить возникающие в процессе общения проблемы, он делает над собой усилия и проявляет себя самостоятельно в группе сверстников, он самостоятельно должен контролировать свои эмоции без ПОМОЩИ близких, он должен заявлять о себе среди детей, то есть учиться вызывать к себе интерес, чтобы найти, условно говоря, «место под солнцем» и обрести друзей и закрепить это общение.
Для ребенка дошкольного возраста и даже младшего школьного возраста это действительно очень сложная задача, которая поначалу вызывает много тревог и страхов. Но постепенно получая семейную поддержку, помощь и сопровождение воспитателей, а также раскрывая свой собственный личностный потенциал ребенок осваивает навыки общения и умение получать от этого общения пользу и удовольствие.
Сепарация с родителями в течении всего дня в садике всегда сложный этап для детей, ведь все лучшее и приятное в их детском мире связано с семьей, а будущее пока туманно и неведомо. Но постепенно, шаг за шагом, ребенок учится выстраивать новые интересы, контакты и важные события в своем детском саду для того чтобы в дальнейшем раскрыть в себе сильные стороны своей личности и развить свои человеческие качества.
Важно осознавать, что плач ребенка при расставании с родителями в садике не обязательно отражает то, как он себя чувствует в садике всю остальную часть дня!
Но существует ряд факторов, которые влияют на душевное самочувствие ребенка в течение всего дня, проведенного в детском саду. Убедившись, что у ребенка было достаточно отдыха и сна, питание накануне было достаточным и сблансированным, утро началось положительно, родители могут с уверенностью предположить, что его день в садике пройдет на позитивной волне. Все вышеперечисленное рано или поздно станет хорошими жизненными привычками вашего ребенка.
А сейчас я хочу поделиться с вами 10 советами, как помочь малышу хорошо провести день в садике
1. Убедитесь в том, что ваш ребенок хорошо отдохнул. Если ребенок уставший, он скорее всего будет капризным и ему трудно будет концентрировать внимание в группе. Сон очень важен для настроения ребенка и его физического развития.
2. Завтрак ребенка должен быть сбалансированным. Даже взрослому очень сложно сосредоточиться, если он голоден. Еда – очень важный компонент для проведения хорошего активного дня.
3. Старайтесь создавать тихое и спокойное утро. В большинстве случаев утренние сборы – это коктейль из спешки, криков, нервов и пр. Приучайте ребенка накануне вечером готовить какие-то его личные вещи, которые он завтра возьмет с собой в детский сад. Проговорите с ним важные для него вопросы, чтобы он ничего не забыл и это его не расстроило. Цель состоит в том, чтобы сделать ваше утро как можно менее сумасшедшим, насколько это возможно. Если вы напряжены и нервничаете, ваш ребенок будет чувствовать то же самое.
4. Приходите пораньше в детский сад. Постарайтесь приводить ребенка до начала занятий в группе. Это решает сразу несколько задач: вы вместе сможете спокойно сказать друг другу до свидания и таким образом снизить стресс, ваш ребенок будет чувствовать себя спокойней и сможет ознакомиться с обстановкой в группе, найти себе комфортное занятие и пообщаться с другими детьми.
5. По дороге в садик поговорите о том, что он будет делать сегодня, с кем хочет играть на площадке, что ему понравилось на занятиях вчера. Размышления на эти темы дают стимул и интерес в ожидании нового дня в садике.
6. Разрешите ребенку приносить в детский садик свою игрушку, которая будет напоминать ему о доме и снижать его тревогу о разлуке с родными.
7. Обязательно говорите ребенку перед уходом из садика «До свидания! Я буду ждать нашей встречи!». Многие воспитатели предлагают родителям просто незаметно ускользнуть из раздевалки детского сада. Но такие действия могут быть разрушающими для ребенка, когда мама или папа внезапно исчезают. Очень важно попрощаться и заверить малыша, что вы придете за ним обратно, даже если первоначальное «До свидания» приводит его в плач.
8. Создайте свой утренний ритуал вместе с ребенком. Например, пейте вместе чай под вашу любимую песню. Кладите в карманчик одежды ребенка секретные записочки с вашими рисунками (улыбки, сердечки и т. д.).
Придумайте краткое стихотворение всей семьей о наступающем дне, например:
Папа с мамой на работу,
Наш ребенок в сад идет.
Будем мы желать и верить,
День улыбки принесет!
Добавьте больше телесного контакта с ребенком, нежные объятия и поцелуи придадут уверенность и сформируют хорошее настроение для всей семьи.
9. Привлекайте педагогов. Ваш ребенок будет в большей степени готов уйти от вас и войти в группу детского сада, если рядом будет заботливый воспитатель. Педагог, который умеет вовлекать ребенка в интересный разговор, сможет отвлечь внимание ребенка от ухода мамы и папы.
10. Говорите ребенку конкретно, когда вы за ним придете. У детей дошкольного возраста нет понятия и ощущения времени. «Я заберу тебя вечером» ровным счетом не несет никакой успокаивающей информации для ребенка. Для внутренней уверенности и расслабления важно обозначить – когда конкретно малыш с вами встретится. Например: «Когда ты проснешься после дневного сна и у тебя будет полдник, я за тобой приду».
Адаптация к детскому саду у каждого ребенка проходит индивидуально. Кто-то может за месяц привыкнуть к новой обстановке и новым правилам, а у кого-то это займет несколько месяцев. Новая жизнь ребенка налаживается постепенно. А с пониманием и поддержкой семьи это всегда происходит легче и увереннее.
Удачи всем детям и родителям на этом пути!