В этом году темой The Education World Forum, прошедшего 22-25 января в Лондоне, стали «обучение, тестирование, таланты и технологии», глобальные изменения, которые влияют на методики, направления и идеологию образования. О том, какими должны быть системы обучения в будущем, говорили собравшиеся в Лондоне министры образования многих стран, в том числе и Лилия Гриневич. Инсайтами с форума с WoMo поделилась Зоя Литвин, глава общественной организации «Освитория», основательница Новопечерской школы.
Чтобы переход к четвертой индустриальной эпохе прошел без сбоев, мы должны сегодня инвестировать в образование и инновации в образовании. Только тогда вместо роботизированых и автоматизированных рабочих мест можно создать новые, которые будут базироваться на интеллекте, творчестве и эмоциях.
Прогнозы Организации экономического сотрудничества и развития (OECD):
До 2050 года 2 млрд. (!) рабочих мест будут роботизированы;
С 2015 по 2030 год общие инвестиции стран в образование увеличатся вдвое;
Несмотря на прогнозы о том, что компьютеры заменят учителей, по данным OECD, потребность в учителях с 2015 по 2030 гг. (в том числе и в наставниках) также удвоится.
Сферы, в которых человечеству пророчат наибольшие прорывы и перспективное будущее, лежат на пересечении дисциплин STEM (science, technology, engineering and mathematics). Это понимание уже пришло и к нам в Украину. Однако формируется новая тенденция. Министры образования развитых стран считают, что современному образованию нужен не просто STEM, а STEAM, то есть к дисциплинам курса stem добавляется A (art). Потому что генерировать новые научные идеи и стартапы без творческой составляющей просто невозможно.
Поэтому в школах будущего противопоставление точных и гуманитарных наук перестает быть актуальным. Так, министр Франции представила интересный кейс о том, что во французских школах вводят философию как обязательный предмет. И как показала статистика, благодаря философии повышается успеваемость и понимание физики, химии и математики.
Андреас Шляйхер, создатель международного тестирования PISA, считает, что раз меняется школа, то и в оценивании успехов учеников тоже должны произойти изменения:
Если ответ на вопрос теста можно найти в интернете, этого вопроса в тесте быть не должно. Ученик не должен фокусироваться на сухих фактах, которые он в любую минуту может найти онлайн.
Достижение результатов обычно осуществляется в командной работе, потому тесты в передовых странах все больше проводятся не индивидуально, а в группах учеников.
Технология «блокчейн» (или цепочка блоков транзакций, алгоритм, описывающий финансовые операции криптовалют, таких как биткойны — прим.ред.) не только заменит финансовые институции, но и совершит революцию в тестировании учеников.
Компетенция учителя
Также Андреас Шляйхер представил интересное исследование об учителях разных стран. Оказалось что самые эффективные преподаватели тратят меньше времени на обучение, больше внимания уделяют обмену идеями с коллегами, визитам к ним на уроки. Если говорить о разных странах, то учителя в Америке менее результативны, чем коллеги в Китае или Финляндии, при том что времени на обучение детей они тратят больше.
В течение года в школах разных стран проводилось исследование, которое показало, что технологии значительно повышают результат обучения только в том случае, когда являются незаметным инструментом в помощь ученикам и учителям, и на них не делают акцент. В случаях же когда технологии не использовались вообще и в случаях «дети, держите планшет, вот вам онлайн-курс, обучайтесь сами» результат был одинаковый и стремился к нулю.