Большинство родителей понимают важность развития творческого мышления у ребёнка. Именно поэтому они отдают детей на развивающие кружки и дополнительные занятия, но часто только вредят этим. Разбираемся вместе , почему детям в первую очередь нужно свободное время, чтобы фантазировать и мечтать.
Конечно, мало кто из родителей осознанно ставит себе задачу — помешать ребёнку развивать воображение. Большинство из них попадают в ловушку из-за своих же благих намерений. Такие родители стараются с раннего возраста сделать детей более успешными, разносторонне развитыми, отдают детей в кружки, секции и на дополнительные занятия. Но таким образом практически полностью лишают ребёнка свободного времени, которое он мог бы потратить на игры со сверстниками и фантазию.
Родители часто приводят один и тот же аргумент: когда мы отменяем какую-либо тренировку, то видим, что ребёнок мается дома, ему нечем заняться, либо родители слышат «Мне скучно» или «Чем мне заняться?», либо ребёнок тихо где-то исчезает со смартфоном в руках. И всё логично, ведь ребёнок, который привык к формату кружков, занятий и готовых развлечений, не может быстро начать придумывать себе развлечения, как-то себя занимать.
Основная деятельность дошкольников — это не сидение за партой, а свободная игра с другими детьми, исследовательская деятельность (те самые бесконечные «почему?» и «как?») и физическая активность. Это три важнейших фактора развития мозга и психики ребёнка. И хотя дополнительные развивающие занятия, безусловно, могут быть полезны, расписание ребёнка не может состоять только из них.
Воображение активнее всего развивается именно в детстве. Поскольку ребёнок мало знает о законах природы, он с лёгкостью додумывает и фантазирует, развиваясь творчески. Креативное мышление очень важно по ряду причин:
воображение и фантазии развивают абстрактное мышление; умение представлять ещё не произошедшие события лежит в основе эффективного планирования и самоорганизации во взрослой жизни; мечты и фантазии — это мощный канал релаксации и психотерапии; творческая активность стимулирует развитие правого полушария головного мозга — оно отвечает за эмоциональный интеллект, ориентацию в пространстве, параллельную обработку информации из разных источников и многое другое.Нередко родители сталкиваются с тем, что у ребёнка появляются не просто додуманные и полностью придуманные отдельные сюжеты, но и целые миры и выдуманные друзья — плод богатого детского воображения. Хорошая новость — это не повод для беспокойства. По статистике, у 65% американских детей до семи лет есть воображаемые друзья, и дошкольники понимают, что они ненастоящие. Это не патология и не показатель того, что у детей проблемы с общением или психикой. Напротив, это продуктивный способ реализации детских фантазий.
Например, в книге Клэр Баркер «Друзья навсегда» из серии «Пеппер — призрачный пёс» вера в призраков буквально спасает главную героиню, девочку Винни Пеппер, от отчаяния. Когда она решается поверить в то, что её любимый пёс Живчик всё ещё с ней, она одновременно с этим получает возможность спасти свой дом и всю семью от разорения.
Дети до 12–13 лет не всегда умеют различать воображаемый и реальный миры. Они не понимают, что может произойти только в фантазиях, а что — на самом деле. Чем ребёнок младше, тем тоньше для него грань между этими мирами, поэтому маленькие дети боятся вымышленных или сказочных персонажей, а взрослые — уже вполне реальных. Так что, когда будете объяснять ребёнку, что монстр под его кроватью — лишь плод воображения, не ждите понимания, ведь он просто вас не поймёт. Такое объяснение совершенно не успокаивает и не имеет никакого эффекта, поскольку грань между воображением и реальностью у него ещё до конца не установлена.
Мешать ребёнку фантазировать может высокий уровень тревожности. Такие дети избегают спонтанного самовыражения и стараются следовать известному плану. Они не готовы отойти от привычной инструкции, нарушить знакомые правила и предложить свою точку зрения. Даже элементарное задание, например раскрасить рисунок, может ввести ребёнка с высоким уровнем тревожности в ступор.
Эти проблемы, как правило, возникают из-за климата внутри семьи и всевозможных стрессов. Если вы готовы дать ребёнку возможность для самовыражения, откажитесь от унизительных и едких комментариев в его адрес. Оценивая его творчество, обращайте внимание на усилия и потраченное время — например, чтобы не обидеть ребёнка, но и не соврать, вы можете похвалить за старательность, отметить его трудолюбие и поинтересоваться, как он сам оценивает результат.
Не стоит впадать в крайности. Критические комментарии вызывают у детей страх оценки, отбивают желание чем-либо заниматься, приводят к потере веры в себя и способствуют развитию низкой самооценки. Захваливание же при любом результате чревато тем, что ребёнок формирует неадекватный образ себя и тяжело переносит любую критику в дальнейшем, а главное — родительская оценка теряет своё значение.
Впрочем, следить за своими словами и оценками стоит не только тогда, когда речь идёт о творчестве. Допустим, вы работаете или ведёте машину, а ребёнок донимает вас рассказами про тех самых придуманных друзей (а может быть, и друзей, и врагов, а также страшного монстра), сыплет несуществующими именами и невероятными названиями. Первое, что приходит в голову, — небрежно отмахнуться и сказать: «Я занята!», «Не выдумывай!» или «Ты что, не видишь — мне не до тебя сейчас!» Но такие фразы легко разрушают хрупкие детские миры, отбивают желание фантазировать (или делиться с вами своими историями) и портят отношения с ребёнком в долгосрочной перспективе. Вместо этого можно просто поинтересоваться, что там, в этом самом загадочном мире, происходит. Можно задавать простые вопросы о персонажах, самом мире, можно использовать специальные методики, чтобы воссоздать для себя детскую реальность во всех деталях.
Чтобы развить креативное мышление у ребёнка, не обязательно отдавать его на специальные занятия. Воображение естественным образом развивается в процессе игры, рисования, лепки, сборки конструктора. Лучшее, что может сделать родитель, — пофантазировать вместе с ребёнком.
Нарисуйте на листе бумаги любую фигуру или каракулю и предложите ребёнку закончить рисунок. Затем поменяйтесь ролями и обсудите ваши рисунки — анализ творчества тоже очень важен для развития креативности. Придумывайте сказку по очереди. Первый участник задаёт тему будущего рассказа — например, «В далёком-далёком королевстве жили-были весёлые гно…», следующий участник продолжает: «…носили они бархатные костюмы бирюзового цвета, жили дружно и, кроме прочего, умели колдовать. И вот однажды…» Вместе с ребёнком придумайте секретный язык. Напротив каждой буквы алфавита нарисуйте условное обозначение и, используя этот шифр, пишите друг другу секретные послания, разгадывая их с помощью шпаргалки (или по памяти!). Читайте больше книг и обсуждайте их вместе с ребёнком. Осознанное чтение и анализ — основа критического и творческого мышления.Пищу для размышлений, а также тонкую грань между воображением и реальным миром вы найдёте в серии популярных книг «Пеппер — призрачный пёс». Они будут интересны не только детям, но и родителям, ведь речь в них идёт о взбалмошной семье, которая всё время попадает в переделки. И выбраться из них им помогает Живчик Пеппер — их любимый пёс, который после смерти стал призраком.