Каждое лето на наших глазах разыгрываются сотни тысяч маленьких и больших трагедий – это наши выпускники школ, гимназий и лицеев ищут свое призвание, свою специальность. Поскольку в большинстве школ учат только теоретическим знаниям, иногда даже академическим, многим вчерашним школьникам сложно понять или осознать три вещи. Первое – что они умеют делать (не выучивать, а именно делать) хорошо. Или хотят уметь делать. Второе – что нужно уметь делать, чтоб достойно зарабатывать себе на жизнь. И третье – как совместить первое со вторым.
Поэтому выбор ВУЗа происходит несколькими путями. Первый – следование советам родителей или экспертов-взрослых (причем экспертов не в классическом понимании этого слова, а взрослых, которые считаются или являются экспертами в других областях, но и тут заодно поэкспертствовать могут). Второй – решение выбрать специальность, исходя из профессии любимого героя, статьи в Инете, блогов и постов в соцсетях или других публично-медийных источников. Третий – понимание того, что умеешь и хочешь делать и следование выбранному пути. К сожалению, третьим путем идет не самое большое количество абитуриентов.
Судя по аналитике прошлых годов, популярностью среди абитуриентов и их родителей пользуются юриспруденция, филология, менеджмент, экономика и нечто столь же возвышенное – психология, туризм, экология и пр. Давайте сравним эти специальности с самыми популярными профессиональными сферами на рынке труда – где больше всего вакансий и возможностей. Итак, лидеры по количеству вакансий – это производство, торговля, продажи, административный персонал (офис-менеджеры, операторы контакт-центров, водители, курьеры), ИТ. Совпадают ли профессии, популярные у будущих тружеников и специальности, нужные работодателям? Увы, нет.
Такое несовпадение означает, что дипломированным юристам-менеджерам-экологам-филологам придется либо долго искать работу по профессии (десяток вакансий филологов против тысяч производственных вакансий, например), либо переучиваться. То есть быть готовым к тому, что придется не меньше полугода-года ходить по интервью (если повезет), быть готовым к небольшой стартовой зарплате и постоянно держать себя в форме, поскольку тесты у работодателей для проверки профуровня кандидата нынче вовсе не редкость.
Еще один нюанс — некоторое время, потерянное на получение ненужной профессии. Или осознание этого посреди обучения и попытки «поменять направление посреди движения». И, кстати, в отличие от тех же инженеров, которые при определенном знании английского языка могут не просто иметь зарплату, как у программистов, но и возможность трудоустроиться по специальности за рубежом, у юристов таких возможностей микроскопически мало.
И второе «кстати» – по конкурентности, т.е. количеству откликов на одну вакансию, юристы оставляют далеко позади всех остальных профессионалов. В переводе на обычный язык это означает – на одно рабочее место юриста претендуют гораздо больше людей, чем, например, на место учителя, инженера, экономиста или программиста. Поэтому работу найти сложнее. Или дольше по времени, или приходится демпинговать, чтоб получить вожделенную работу.
С одной стороны, теперь одним дипломом в течение рабочей жизни не обойдешься. Но, с другой, можно ВУЗом заложить хороший базис, и далее просто оптимизировать и «дотачивать скиллы» курсами, онлайн и офлайн-тренингами, а можно получить диплом «абы был», а потом получать еще и еще образование, в т.ч. и высшее, пытаясь нагнать уходящий поезд удачного трудоустройства.
Еще один важный нюанс – профессии не остаются незыблемыми. Даже если врач остается врачом, все равно меняются протоколы лечения, технологии и инструменты. С другими профессиями может быть гораздо хуже – прогнозы футуристов грозят нам роботизацией гидов, почтальонов, банковских клерков и прочих профи, которые, может быть, именно сейчас получают такое образование в наших ВУЗах. Поэтому получение диплома не является гарантией успешной карьеры на протяжении всей трудовой деятельности. В нашем VUCA-мире нужно быть готовым к постоянным изменениям, гибкость теперь в приоритете.
Итак, выбор диплома, все еще ответственное дело и требует стратегического подхода – игры «вдолгую». Попытка «просто получить диплом» грозит разочарованием и самому дипломированному специалисту, и его родителям. Поэтому важно смотреть дальше получения диплома – где и как будет работать студент, какую карьеру он планирует делать, что еще готов будет доучивать, чтоб оставаться востребованным? Без ответов на эти вопросы удачное обучение в вузе практически невозможно, учтите.