Есть родители, которые хвалят ребенка за 6 баллов по ГНА. А есть такие, которые критикуют и заставляют пересдавать работу, написанную на 10 баллов. Кто из них прав и почему оценки в школе становятся таким большим стрессом для детей? Соавтор и преподаватель школы «Майбутні» Петр Черноморец рассказывает, что такое самооценка и почему принять ребенка важнее, чем хвалить.
Я узнаю о том, какой я, благодаря своим результатам: я обобщаю свои результаты и делаю вывод о себе. Исходя из того, какие у меня способности, я понимаю, какую цель могу поставить и легко достичь, какую цель не могу ставить, потому что это просто не моя история, а какие цели я могу достичь, если улучшу свои способности и найду людей в команду, которые дополнят там, где у меня пробелы. Так выглядит адекватная самооценка.
Но я могу сделать поспешные обобщения: я один раз проиграл, и теперь считаю себя полным лузером. Или наоборот — я один раз победил, и теперь считаю себя самым крутым, хотя на самом деле победа — не моя заслуга, мне просто повезло или отец помог.
Завышенная и заниженная самооценка — это штампы. Откуда они берутся? Во-первых, от неумения саморефлексировать: подросткам 12–16 лет не всегда удается проанализировать свою работу и сделать выводы. Во-вторых, от неспособности человека признать свои ошибки. Признавать ошибки — это здоровый нормальный процесс. Он рационален, но мы подмешиваем туда чувства, и тут начинаются самые большие проблемы с самооценкой.
«Я человек» — это та зона, где должно быть полное принятие себя. Здесь не может быть завышенной или заниженной самооценки — я принимаю себя безусловно, таким, какой есть. Но именно этому нас в детстве не научили. Вместо этого нас учили: ты достоин любви, если ты послушный, если убрал свою комнату, выучил уроки и т.п. Нас научили, что ребенок не заслуживает любви и принятия просто без условий. В этот момент родителям и учителям кажется, что они таким образом воспитывают в ребенке какие-то правильные поведенческие реакции. А на самом деле, так они воспитывают у ребенка страх сделать что-то не так.
В ходе исследования двум группам детей дали одинаковые задания. Но одних детей хвалили, а с детьми второй группы просто разбирали ошибки. Затем обеим группам детей дали выбор: выполнить задание попроще или посложнее. Дети, которых хвалили, выбирали задание попроще, потому что они не хотели противоречить штампу, который на них повесили, что они молодцы. Те, которых не хвалили, выбирали более сложное задание, потому что оно интереснее. О чем на самом деле это исследование? Похвала, которую мы присоединяем к личности, не добавляет мотивации. Наказание за ошибки, которые мы присоединяем к личности, тоже не добавляет мотивации. И похвала, и наказание демотивируют ребенка. Ведь и то, и другое создает обстоятельства, когда ребенок хочет зафиксироваться в том состоянии, которого он когда-то достиг. Поэтому родителям и учителям следует запомнить: привязка оценки, похвалы или наказания к личности — это неправильно.
Другое исследование показало, что дети, которых интенсивно хвалят, но дают любовь только в форме похвалы, чувствуют себя более фрустрированными, чем те, которых просто любят и иногда наказывают. Дети, для которых любовь является вознаграждением, все время пытаются получить ее, заслужить любовь. Это очень фрустрирует человека. Дети, которых просто любят, чувствуют это, хоть и боятся, что их иногда могут наказать за плохое поведение.
Из-за требований к государственному образованию мы не можем избавиться от оценок в школе. Но как учителя мы должны заботиться о том, чтобы формальная оценка не влияла на самооценку ребенка. Именно поэтому ни в коем случае нельзя привязывать оценку к личности. Учитель должен помнить: все дети безусловно ок, и я всех детей безусловно принимаю. А тогда оценивать не ребенка, а выполненную работу: вот это и это у тебя не получилось, давай вместе придумаем, что сделать, чтобы в следующий раз все удалось. Ребенок должен чувствовать себя хорошим независимо от оценок на уроке.
Оценивая работу, фиксируйте «маленькие победы» ученика — даже если ребенок не справился с реализацией большого проекта, нужно обязательно показать, какие достижения он получил в процессе. Один мой ученик взялся за сложный экологический проект по приобретению оборудования для переработки пластика. Когда через месяц я спросил его о результатах работы, он ответил, что у него ничего не получилось. Мы поговорили, и я выяснил, что ученик самостоятельно узнал о ценах на такие приборы, условиях монтажа и работы этого оборудования. Итак, он сделал огромный анализ рынка и много узнал об экологических проектах, но при этом считал, что провалил задание. Фиксировать каждый маленький результат ученика — это укреплять его самооценку.