Эту неделю я провела с тринадцатью подростками от 10 до 15 на хуторе.
Я изучала их запросы и потребности, экспериментировала с подходами и форматами, чтоб понять – как с ними жить и работать? Что можно сделать, чтоб заинтересовать и мотивировать? Как выстроить отношения без потери своего ранга и веса? И как поддержать их во взаимодействии друг с другом?
Мы привыкли считать, что детям для счастья нужны развлечения и зрелища, уход и забота, что мы, как взрослые, знаем как лучше, а дети – лишь объект причинения этой опеки.
На самом деле дети устали. Они устали от того, что рынок образования и развлечений предлагает им 2 крайности – либо жесткая утрамбовка головы знаниями, либо желание угодить краткосрочными спецэффектами.
Им нужны настоящие отношения и диалог. Они хотят слышать твое мнение, хотят озвучивать свое.
Они хотят работать со своими конфликтами и напряжениями, а не делать вид, что их не существует.
Они хотят пробовать новые способы и модели поведения, а не ограничиваться тем, что мама или учитель считают социально-приемлемым.
Они хотят искать себя и ценят любое пространство, в котором могут проявлять свой характер – разный, местами непростой, но свой.
Пространство, в котором их принимают в разных настроениях и состояниях, – самый большой подарок для них.
Вместо создания такого пространства, мы часто заполняем их умы и сердца своими травмами, стереотипами и предубеждениями. И потом удивляемся, почему они закрыты по отношению к нам и почему предпочитают виртуальный мир живому общению.
Им нужна субъектность. Они слишком привыкли существовать в среде, где они – объекты чьей-то заботы, работы или беспокойства. Они хотят быть признаны как равноправные субъекты в отношениях с миром.
Они хотят влиять на происходящее и быть услышанными. Чувствовать свою силу и распоряжаться ею.
Даже в простых вопросах, таких, как что одеть, что и сколько есть или на какой мастер-класс идти, им нужно пространство для маневра.
А вместо этого мы постоянно загоняем их в свою логику и диктуем условия. Мы же, как взрослые, лучше знаем.
Им важно учиться друг у друга. Они многое умеют и знают. Они более эрудированы в житейских вопросах и технологиях, чем их родители, учителя и застаревшие школьные учебники.
Они многому могут друг друга научить, если дать им время и пространство проявить себя. И если расстаться с привычной монополией взрослых на контент и смыслы. Они умеют выбирать нужное, и удивлять качеством расстановки приоритетов.
Если дать им возможность чувствовать и слышать себя, они знают что для них правильно. Надо лишь перестать мнить из себя самых умных и опытных экспертов в их жизни. И лучших учителей тоже.
Им важно влиять на свое время и делать свой выбор. Из-за того, что дети практически постоянно находятся в графиках, упакованных для них взрослыми, они не знают как вести себя вне их. Поэтому побег в гаджеты кажется логичным и быстрым шагом из нечегонеделанья.
А ведь в самом ничегонеделаньи много смысла. В нем можно прислушиваться к себе, определяться с тем, куда и во что хочется нырять, создавать новые вихри активности и объединяться с другими.
Самое большое и ценное, что мы можем дать подросткам это доверие.
Доверие взвешивать свои аргументы и принимать нестандартные решения.
Доверие быть собой и идти своим путем. Уже скоро они будут вырываться в него самостоятельно.
А пока они подростки, у нас, как родителей, есть еще совсем немного времени выстроить доверие. Именно оно делает возможным свободу, принятие, уважение и диалог.