Ірена Пранскевичюте – консультант системных трансформаций, эксперт в исследованиях Еврокомиссии OECD, рассказала в своем выступлении на Международной конференции IDEC в Киеве 3 августа о своем подходе к поиску общего языка с подростками в разные периоды их взросления. Ознакомившись с подходом, вы поймете, какие мысли ими руководят в каждый из периодов, почему они поступают так, как поступают, и чего ожидают от взрослых.
Всего Ирена предложила рассматривать пять периодов в жизни школьников, которые она выделила в результате своих наблюдений и работы с детьми разных возрастов: Кровать (1-2 классы), Двери (3-4 классы), Окно (5-6 классы), Зеркало (7-9 классы), Порог (10-12 классы).
Как вы понимаете, так они названы неслучайно, а по ключевым моментам, которые характерны для каждого из периодов. Остановимся на них подробнее.
Для ребенка заснуть – маленькая смерть, проснуться – маленькое рождение, поэтому важно быть рядом в эти моменты – играть, шутить, гладить по спинке. Во время этих переходных состояний ребенок испытывает страх, а вы своим присутствием возвращаете ему безопасность.
Утро – ресурс дня, каким оно будет у ребенка, таким будет и день. Если вы опаздываете и ругаетесь, то таким негативно заряженнным будет весь день. Пусть утро станет временем для нежности и любви, а не воспитательных моментов.
В этот период играйте в игры, связанные с контролированием тела. Развивайте навыки терпения и концентрации, а также силу воли. Не отталкивайте ребенка, даже если он проявляет агрессию. Развивайте в нем уверенность в себе через осознание, что он любим.
Если дети заняты самостоятельной работой на уроке или дома некоторый период времени, старайтесь их регулярно возвращать «в семью»: «Кто справился с заданием, поднимите руки». Так они снова почувствуют свою причастность к группе и страх разлуки уменьшится.
В этом возрасте дети еще открыты и поэтому в них легче развивать эмпатию и чувство уверенности в себе через любовь. Когда ребенок знает, что он любим – Богом, учителем, родителями, миром, не суть важно, у него развивается ощущение, что он все сможет, даже если трудно, просто потому что он любим.
Это период, когда основная масса интересов остается за дверью, во внешнем мире. На первый план выходят друзья и новые увлечения. Дружба – самая большая ценность сейчас и в то же время испытание. Разрешайте детям проводить время с друзьями и приглашать их домой.
Мальчикам и девочкам давайте задачи, исходя из того, что они разные. В активностях пусть делятся своими мыслями и дополняют деятельность друг друга. Например, девочки рисуют, а мальчики приклеивают, а в конце у них получается что-то общее. Пусть изучают любовь через свою разность, так вы взрастите в них доверие и уважение друг к другу.
Предоставьте детям возможность изучить свои социальные роли посредством театральных техник, проигрывая различные ситуации. Пусть попробуют разыграть сценку «Как меня встретят дома, если я получил двойку по диктанту» или «Не могу простить Х». Вместе можно найти выход, только не говорите, что, мол, вот пример, как можно поступить. Пусть сами решают. Проигрывая роли, они их сразу же примеряют на себя.
Покажите, что нет хороших и плохих людей, а есть ситуации, которые влияют на поведение – усталость, страх и т. д. Учите их видеть причины того или иного поведения. Предложите им нарисовать два рисунка. На одном пусть нарисуют (или напишут), в каких ситуациях они проявляют свои лучшие качества, и в каких наихудшие, и наклейте на стену.
Я проявляю храбрость/креативность, когда меня просят помочь/меня слушают и др.
Я дерзко отвечаю/дистанцируюсь, когда меня не слушают и др.
Такая практика поможет вам разобраться с триггерами и мотиваторами детей. Заодно вы проработаете вопрос принятия – мы все по-разному можем реагировать на одну и ту же ситуацию. А поможет вам в этом схема «Окно толерантности». У каждого из нас есть свой диапазон терпимости, за пределами которого мы испытываем неконтролируемые эмоции. Принимать решения стоит только вернувшись в зону оптимального возбуждения.
Это возраст, в котором дети начинают интересоваться социальным пространством и разбираться, по каким правилам играют взрослые. Они активно пользуются треугольником Карпмана, периодически включая жертву и получая желаемое.
В «Окне» с ними еще можно говорить об эмоциях, показывать, как выходить из непростых ситуаций и разрабатывать стратегии. Чуть позже они закроются и все это уже будет недоступно.
Если посмотреть статистику самоубийств, то их количество с 6-7 класса возрастает во много раз, потому что в этом возрастном периоде они не могут говорить о своих переживаниях, они оберегают свой внутренний мир, надевая маски и выстраивая границы.
В 5-6 классе важно говорить с детьми о правде, храбрости и честности, уважать их позицию и аутентичность, даже если вы с ней не согласны. В этот период для них более чем актуальны темы смерти, Бога, ценности и культуры разных сообществ. Они начинают просчитывать мир и определять свои стратегии, как в нем жить.
Не заставляйте дружить мальчиков и девочек, дайте им задачи, исходя из того, что они разные. Создавайте им ситуации, в которых они будут делиться взглядами или дополнять друг друга – девочки рисуют, а мальчики клеят, и в итоге получается что-то общее. Во время такого взаимодействия возникает доверие и уважение, а значит происходит превенция буллинга. Используйте театральные техники для проигрывания социальных ролей.
Социальные сети выходят на первый план. Через них дети начинают исследовать отношения «Я и социум», и это очень болезненно, потому что проявляя свою уникальность в соцсетях, они подвергаются давлению хейтеров. Важно донести детям, как важно быть собой и не ожидать, что ты всем будешь нравится. Знаменитости тоже не сразу становились известными, они тоже шли определенный путь из взлетов и падений, все проходят свой путь познания себя и мира.
Буллинг часто находит свое отражение и в соцсетях. У детей складывается такая картина мира, что противостоять хейтерам можно либо хитростью и харизмой, либо силой.
В социальных сетях рост сообществ хейтеров в десятки раз превышает рост других сообществ.
Очень сложный период. Иногда это зеркало хочется разбить, иногда оно нравится, иногда оно ненавистно. Зеркало сейчас им нужно, чтобы увидеть себя. Хорошо, если в этот период у ребенка появится ментор, который бы его не учил, а отражал. Под отражением имеется в виду «В твоих словах я слышу вот что…». Иногда надо не учить, а помочь услышать и увидеть себя. У дребенка в этом возрасте есть огромное желание быть принятым таким, какой он есть.
Представьте себе мальчика, который хорошо рисует и в какой-то момент начинает портить свои рисунки, или красивую девочку, которая начинает делать все, чтобы плохо выглядеть. Просто они хотели, чтобы окружающие видели в них их самих, а не его прекрасные рисунки и ее прекрасную внешность. Принимайте их любыми, неидеальными, когда у них что-то не получается и даже в их самых наихудших проявлениях. Дайте им понять, что им ВСЕГДА есть место в вашем мире.
Уже вы не услышите от детей личных историй, они уверены, что себя проявлять небезопасно. Если вы им дадите задание на рефлексию, они предложат вам маски или клише. Общение с ними всегда будет начинаться с недоверия и закрытости.
Тема сексуальности снова выходит на первый план, но не в контексте различий между мужчинами и женщинами, а в контексте «стыдно быть в своем теле». Вместе с этой темой рядом идет буллинг, потому что сексуальность имеет две яркие формы выражения:
- творчество (уникальность) и
- сила (нарциссизм, к слову, тоже проявление силы).
Эмоциональные взрывы и проявления силы также связаны с сексуальностью. Они взрослеют и тем важнее для них становится признание их самих и их возможностей. Эти процессы сопровождаются большим внутренним конфликтом, разочарованиями и укреплением стены между внутренним и внешними мирами. Очень хорошо работают в этом периоде письменные практики, самое время начать вести дневник. Проговорите с ними стратегии руководства собой (self leadership).
Стратегии руководства собой
И только сейчас оформляется четкое желание думать о своем будущем. Они будут вам благодарны, если вы дадите им инструменты, которые помогут им выстроить стратегию своей жизни с учетом их интересов, но с отстройкой от родительской стратегии, потому что внутри бурлит критика по отношению к тем, кто дал им жизнь. То есть они хотят знать, чему им надо научиться, чтобы создать свою семью, но чтобы не так, как у родителей. И даже в том случае, если в семье по большому счету все ок.
Эти дети носят внутри уже много боли. Предложите им всевозможные кружки и секции, где они смогут познавать себя, людей, историю. Возможность слушать людей с такими же переживаниями вызывает в них самосострадание и веру в то, что они могут найти путь быть собой и стать счастливыми.
С миром контакт проходит через интеллектуальный уровень. Они прагматичны, им все нужно проверить и иногда разрушить. Уважайте их, подчеркивайте авторитетность. Это можно сделать, попросив о помощи в каком-то деле, например, научить вас редактировать видео или делать сториз. Они жаждут интимности и открытости, исследуют разные перпесктивы и глубоко переживают то, что происходит в мире.
По данным исследований ученых мы говорим детям нет в десятки раз чаще, чем да. Будьте для них не стеной, а дверьми. Иначе они будут выстраивать стратегии, как обойти эту стену или разрушить ее.
Фото: goodfon
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram