Младенцы, которые провели всего пару месяцев в утробе матери, уже приспосабливаются ко внешнему миру. Они получают информацию о звуках, вкусах и запахах, которые будут окружать их в дальнейшей жизни. Научный журналист и писательница Энн Мёрфи Пол рассказывает, как дети ещё до рождения запоминают особенности родного языка и регулируют свой метаболизм.
Прежде всего речь идёт о голосах, которые дети слышат в утробе начиная где-то с четвёртого месяца беременности. Звуки внешнего мира с трудом проникают через ткани живота и околоплодные воды и мало напоминают человеческую речь. Зато голос будущей матери младенцы различают отлично. Резонирование голосовых связок распространяется по телу, поэтому плод «слышит» интонации и тон материнского голоса, учится узнавать его. Этот голос ребёнок будет предпочитать любому другому в первые месяцы жизни.
Конечно, сложно поверить в то, что младенцы что-то умеют. Но никто не будет спорить, что они безусловно хороши в том, чтобы очень часто и много есть. Учёные провели эксперимент: младенцам предложили две резиновые соски с обычным грудным молоком. Разница была в том, что при сосании одной дети слышали голоса матерей, а в другом случае — незнакомых женщин. Вскоре они стали всегда выбирать первую соску.
В утробе младенцы начинают узнавать и тональность языка, который станет для них родным
Например, у французских детей плач идёт на высокой ноте, а у немецких — на низкой: так младенцы имитируют ритмические узоры, которые слышали до рождения. Пользуясь тем же механизмом, младенец имитирует интонацию матери, чтобы та наверняка узнала ребёнка. Это дополнительная основа для быстрого и успешного овладения языком, на котором будут говорить все вокруг новорождённого.
К семи месяцам у младенцев формируются вкусовые и обонятельные рецепторы. Вкус пищи, которую ест беременная женщина, в итоге попадает в околоплодные воды, а младенец постоянно их заглатывает. Было доказано, что впоследствии дети предпочитают те продукты, вкус и запах которых уже знаком им благодаря рациону матери.
Например, в ходе одного эксперимента группа беременных женщин на третьем триместре пила исключительно воду, а другая предпочитала морковный сок. Через шесть месяцев младенцы пробовали каши, которые смешивались с морковным соком. Детям женщин, пивших морковный сок во время беременности, каши нравились, судя по их лицу и стабильному согласию есть, значительно больше.
Таким образом, мать не только учит детей различать, что безопасно есть, а что лучше выплюнуть. С помощью механизма знакомства с запахами и вкусами еды младенцы изучают культуру, в которой им предстоит жить. Поэтому характерные ароматы традиционных специй не вызывают отторжения у ребёнка, чья мать употребляла их в пищу во время беременности.
Обучение до рождения — не способ «загрузить» в голову младенца антологию Моцарта. Этот природный механизм работает на усвоение жизненно важной информации об окружающем мире. К сожалению, «Волшебная флейта» к ней не относится. Зато именно в материнской утробе закладывается метаболизм ребёнка. Понять это помог жуткий, но не намеренный эксперимент.
В сентябре 1944 года Нидерланды оказались в окружении немецких войск. Это были голодные дни: голландцы потребляли около 500 калорий в день, то есть всего четверть от обычной нормы. Люди начали есть луковицы тюльпанов. К маю ситуация стала настолько угрожающей, что речь шла о массовом голоде. «Голодная зима» кончилась с приходом весны, когда 5 мая 1945 года союзники освободили Голландию.
Эта блокада унесла жизни 18 тысяч человек, но также фатально повлияла на ещё 40 тысяч ещё не родившихся людей. На момент снятия блокады они находились в утробе. Некоторые последствия материнского голодания были очевидны сразу: мертворождение, высокая смертность у новорождённых, пороки развития, низкий вес. Но другие результаты урезанного рациона были выявлены только годы спустя. Повзрослевшие дети, матери которых выносили их во время блокады, больше обычного страдали от ожирения, диабета и сердечных заболеваний в позднем возрасте. Пренатальный опыт изменил их тела: повысил кровяное давление, снизил усвояемость глюкозы.
Когда пищи недостаточно для выживания плода, питательные вещества идут к главному органу — мозгу. При этом страдают сердце и печень
В краткосрочной перспективе это обеспечивает выживание, но рассчитываться приходится в зрелости: некогда лишённые питания органы становятся уязвимыми местами всего организма.
Плод чутко улавливает подсказки внешнего мира, заранее приспосабливая свою физиологию к его условиям. Он готовится к рождению и потому подстраивает метаболизм так, чтобы успешно выживать в мире за пределами матки.
Пища — информация о том, в изобилии живёт семья или претерпевает лишения, то есть плод адаптируется к своему будущему рациону заранее. Голландские младенцы, которые родились в 1945 году, готовились столкнуться с бедностью и голодом, которые уже перенесли в утробе матери, но в итоге росли в период послевоенного западноевропейского изобилия.
Существуют и другие данные. Во время трагедии 11 сентября 2001 года недалеко от Всемирного торгового центра в Нью-Йорке находились десятки тысяч людей, среди них 1700 беременных женщин. Многие из них испытали такой же шок, как и другие выжившие во время теракта. Год спустя учёные обследовали группу женщин, переживших посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) вследствие этой трагедии, и выяснили, что их дети имеют биологическую восприимчивость к ПТСР. Этот эффект был наиболее заметен у детей, чьи матери пережили стресс на третьем триместре беременности.
Да, с одной стороны, посттравматическое стрессовое расстройство наносит большой ущерб психике пострадавшего и не может считаться нормальной реакцией. Но, с другой стороны, типичные проявления ПТСР — чрезвычайная бдительность, моментальная реакция на опасность — могут спасти чью-то жизнь. Получается, ещё до рождения ребёнка матери могут предупредить его о том, что их ждёт снаружи, говоря им: «Будь осторожен».
Однако исследование пренатальных внешних условий существует не потому, что мы хотим обвинить в чём-то матерей или переложить на них ответственность. Речь идёт о том, как укрепить здоровье и создать наилучшие условия для следующих поколений. Наши усилия нужно направлять на изучение того, что именно плод усваивает в течение девяти месяцев в животе у матери. Это не совсем то же самое, что учёба в школе, но всё-таки мы начинаем учиться гораздо раньше, чем предполагали раньше.