Рюкзак собрали, учебники купили, сменку положили — кажется, вы предусмотрели всё. Но есть обстоятельства, которых не получится избежать, даже если ваш ребёнок очень рвётся в школу, а вы готовы на 100%. Ксения Букша рассказывает, в каких некомфортных для себя ситуациях может оказаться ваш первоклассник.
«На первой неделе учёбы я и ещё один мальчик очень грустили по дому. И мы решили построить корабль из втулок для туалетной бумаги и улететь из школы домой. Мы сидели в туалете, строили космический корабль и так увлеклись, что не услышали звонок».
Даже если ученик был завсегдатаем детского сада, школа — это другая история. Учительница — не воспитательница, здесь меньше направленного внимания, меньше заботы и намного проще почувствовать себя грустным и потерянным. Но если в целом всё идёт хорошо — эти грусть и смятение вполне можно пережить, тем более, скорее всего, они пройдут через пару недель или месяцев.
«Родители остались на улице, а нас повели в раздевалку. Тут, как стадо слонов, пронеслись девятиклассники, и я потеряла свой класс. Смотрю вокруг, никого же ещё не знаю, и куда идти, тоже не понимаю. Я заплакала и побежала обратно к маме, к счастью, она как раз вошла в вестибюль, потому что родители собирались нас ждать в первый день. Бросилась к ней и плачу: «Мама, уведи меня отсюда, меня тут затопчут!».
Школа, особенно если она не только начальная, но и средняя, — место многолюдное. И большое. Конечно, учительница следит за детьми, но первоклассник есть первоклассник, так что бывает всякое. И даже мобильный телефон спасает не всегда — нужно же ещё сообразить, что пора им воспользоваться, когда случайно зашёл в туалет не на том этаже.
«Я пришел в первый класс в октябре, потому что у родителей в сентябре был отпуск. На большой перемене все побежали в столовую, а я шёл медленно. В результате, когда я добрался туда, все уже расселись, вокруг толпа, и учительницы тоже завтракают. И я постеснялся спросить у нашей учительницы, где моё место, и остался без завтрака».
Первый класс школы — это место и время, когда ребёнок впервые учится в чём-то отвечать за себя сам. Именно он должен вовремя достать учебник из портфеля, успеть переодеться в физкультурную форму, сам решить пример или задачу. Иногда жизнь ставит перед учеником и неожиданные цели, с которыми он с непривычки пока не может справиться. На таких ситуациях, если их не слишком много, дети и учатся быть самостоятельными.
«Это случилось в первый же день. Мы пошли на экскурсию в музей, и я забыла красивый новый рюкзак под лавочкой. Учительнице пришлось звонить в музей и решать вопрос. Пока его не нашли, я очень сильно расстраивалась. А потом, тоже осенью, я посеяла сменку на клумбе с тюльпанами около школы, пока ждала маму. Туфли так и не нашлись».
Рассеянность — характерная черта многих первоклашек. Не надо думать, что «только наш считает ворон». Их считают почти все, кроме самых тревожных, гиперконтролирующих детей. Рассеянность — это не плохо, наоборот, стоит насторожиться, если ребёнок по тысяче раз перепроверяет каждую мелочь. Перфекционизм гораздо чаще становится причиной школьных неврозов, чем раздолбайство. Правда, он приносит меньше убытков… Но ведь главное, чтобы ребёнок был здоров, правда?
«Я решил поиграть с одноклассниками в любимую настольную игру — „Коридорчики“. А одна девочка подбежала, схватила одну важную мелкую деталь и стала злорадно хохотать, и так и не отдала! Я очень плакал».
Первокласснику важно поделиться с друзьями тем, что он любит. Увы, не всегда они могут это оценить. А иногда, наоборот, делают это слишком рьяно — настолько, что игрушка не возвращается обратно. Неравноценные обмены, сломанные планшеты, разорванные бусики, украденные красивые ручки — всех этих драм удастся избежать, если договориться с ребёнком о том, что стоит, а что не стоит приносить в школу, обменивать, дарить или просто давать подержать.
«Я на переменке дурачилась с подружкой и надела на голову прозрачный полиэтиленовый пакетик от яблока, которое мне дала мама. Как колпак. А потом начался урок, учительница спросила, сколько будет пять плюс пять, я подняла руку и ответила: „Десять!“ Все, глядя на меня, заржали, а я удивилась: неужели ответ неправильный?»
Дети — разные, а значит, каждый — «не такой, как все». Кто-то часто плачет, кто-то смеётся невпопад, кто-то чудит, кто-то всегда торопится, у кого-то необычная внешность или что-нибудь ещё. Рано или поздно почти каждому доводится столкнуться с тем, что весь класс ржёт — не над кем-нибудь, а именно над ним.
«У нас в классе были очень бойкие девочки, они даже знали матерные загадки! А у меня были красивые заколки. И вот одна из этих девочек, Марина, ко мне подошла и сказала: „Смотри, какая птичка во-о-н там в окне на ветке!“ Я разинула рот, а девочки быстро подбежали и все мои заколочки откололи».
Шесть-семь лет — именно то время, когда чувства ребёнка становятся богаче и у них появляется много новых оттенков. Поэтому в первых классах пышным цветом цветут притворство, кривляние, подражание друг другу. Многие именно в этом возрасте пробуют осознанно врать, обманывать и, конечно, завидовать. Утешение одно: уже через пару лет эпидемия идёт на спад и почти всем вредничать захочется гораздо меньше. Важно, чтобы взрослые в этот период вели себя правильно и не давали страстям разыгрываться слишком уж сильно.
«Я обратила внимание, что моя соседка по парте пишет прописную Т с большим расстоянием между палочками. Мне это очень не понравилось, и сама девочка тоже не нравилась. Поэтому я стала, наоборот, писать букву с очень-очень маленьким расстоянием между палочками. И Елизавета Петровна мне её подчеркнула два раза. Это была трагедия!»
Прописи — один из главных уроков для всякого первоклассника. Если читать и считать многие к семи годам уже умеют и это для них не ново, то «писать по-письменному» — это всегда труд, особенно для тех, у кого рука ещё не слишком твёрдая, а с мелкой моторикой проблемы. К счастью, кляксы остались в детстве бабушек и дедов, но изгибы, петельки и другие графические элементы по-прежнему порождают волнующие ситуации.
«Я всё знала, что проходили, и постоянно выкрикивала с места. Учительница делала мне замечания, а потом в какой-то момент попросила умножить 327 на 445. Я стала пытаться умножать, ничего не получалось, в столбик я не умела, но какое-то время она могла спокойно вести урок: ей удалось меня занять».
Многие дети идут в школу, значительно опережая программу. На вопрос, зачем же они туда идут, родители грустно отвечают: «А куда нам их девать? Мама и папа с утра до вечера на работе. И потом, рано или поздно начнётся сложный материал, не проходить же его дома». Всё так, но ребёнок, которому приходится несколько лет мариноваться в школе без особой пользы, от скуки нередко начинает хуже себя вести и мешать другим. А учителю приходится искать выход.
«Учительница нам задала маленькое стихотворение, я сама вызвалась отвечать, начала рассказывать — и забыла. Хорошо, что Белла Давыдовна умела такое разруливать и потом, когда другая девочка ответила, спросила меня снова. Со второй попытки я рассказала хорошо».
Такое чаще случается с хорошими учениками. Некоторые первоклассники так нервничают в школе, что буквально столбенеют при виде учителя, особенно если им попалась строгая особа. Можно попытаться снизить напряжение ребёнка дома, давать ему понять, что он необязательно должен быть идеальным. Если же ситуация повторяется слишком часто, стоит разобраться: какая атмосфера в классе, дома, не чувствует ли ребёнок, что должен всегда оправдывать высокие ожидания.
Титульне фото Depositphotos
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram