Вопрос, когда отдавать ребенка в школу - в 6 лет или в 7, сейчас еще более сложный, чем раньше. НУШ предполагает более легкую программу. Но насколько дети готовы даже к таким условиям в 6 лет? 4mama узнавала у психолога Анны Покровской.
Школа – это не только усвоение знаний. Это целая жизнь. Есть много других факторов, которые нужно учитывать, отправляя ребенка в первый класс. Раньше все психологи рекомендовали отправлять детей в школу с семи лет. А что сейчас?
Одной из загадок последних лет является то, что у детей пропадает мотивация к учебе. Родители все силы бросают на то, что бы ребенок пошел в школу подготовленным интеллектуально – умел читать, писать, считать, и часто сталкиваются с тем, что у ученика совсем нет желания и интереса к учебе в школьных стенах. Даже в младшей школе дети откровенно говорят о том, что в школу ходить не хотят, потому что им там неинтересно.
Можно условно предположить, то перед детьми каждый день в школе ставятся две задачи:
1-я задача – это ощущать себя успешным; 2-я задача – найти друзей или хотя бы круг общения.Конечно, дети могли бы получать помощь от школы в этих вопросах. И некоторым действительно удается достигать успеха и находить друзей в классе, посещать математический кружок, играть в оркестре, побеждать на спортивных площадках. И если посмотреть на задачи, которые ставят перед собой ученики, становится ясным, что школа не так уж и часто дает им нужный результат.
А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ СОВСЕМ ЧЕСТНО, ШКОЛЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ОРГАНИЗОВАНЫ ТАК, ЧТОБЫ УЧЕНИКИ ОЩУЩАЛИ СЕБЯ НЕУДАЧНИКАМИ.
Профессор Гарвардской школы бизнеса Клейтон М. Кристэнсэн со своими коллегами провел исследование, которое стало в дальнейшем основой для книги «Срыв урока», в котором определилось, что мотив всех учеников в школах лишь один - это успех. И проблема в том, что успешными в школьных стенах ощущают себя лишь единицы.
А когда лучше отдавать ребенка в школу? Есть ли разница: пошел ребенок в 6 лет в первый класс или в 7?
Для начала ответим на еще один вопрос -
Во-первых меняется его среда. Раньше потребность в игре и Заботливых взрослых у ребенка была удовлетворена. В школе же контакт с родителями прерывается и возможности поиграть тоже особо нет. Настроить привязанность к учителю займет некоторое время и усилий от самого учителя. А основной ведущей деятельностью станет учеба.
В школе дети попадают в оценочное поле, они приобретают новый опыт, когда их деятельность сравнивают с другими детьми. Ведущим полушарием у детей до 6-7 лет является правое полушарие. Правое полушарие отвечает за образное мышления, фантазию и чувства. Школьная программа в основном левополушарная. Дети должны следовать инструкциям учителя, делать по шаблону и логически разбирать задания. Эта одна из причин трудностей 6 летних детей в школе. Они на физическом уровне еще не совсем готовы и сформированы для школы. Мелкая моторика формируется тогда, когда ребенок сформирован физически и мышцы кисти руки стали крепче.
Проблемы с письмом и умением держать правильно ручку в руке дело времени, а не ленью или противостоянием ребенка.
УМЕНИЕ СЛЫШАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ ИНСТРУКЦИИ. УМЕНИЕ ФОКУСИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ, КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ, БЫТЬ УСИДЧИВЫМ БОЛЬШЕ У РЕБЕНКА 7 ЛЕТ. И САМОЕ ГЛАВНОЕ - НАВЫКОВ ПРЕОДОЛЕВАТЬ СТРЕСС У 7 ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА ВСЕ ТАКИ ЛУЧШЕ ЧЕМ У 6 ЛЕТНЕГО.
Уроки у первоклашек начинаются с шэринга - круга общения. Для детей это очень важно с психологической стороны - «появиться» в классе, заявить о себе, рассказать о себе. Нервная система расслабляется, ребенок интегрируется в коллектив, а значит, будет эффективнее учиться. Если ребенок тревожится, боится, не чувствует себя психологическим комфортно, то у него и учебный процесс будет затруднен.
Может появиться девиантное поведение, агрессия в коллективе или, наоборот, замкнутость.
Отношения с ребенком - на первом месте. Ни одна школа не должна нарушить привязанность и вашу психологическую близость с ребенком. Реформа «работает» тогда, когда сам учитель хочет менять подход к детям, у него есть силы и стремление.
Я видела такое количество несчастных родителей, после того, как их ребёнок пошёл в школу, что хочется всех поддержать и успокоить.
Все дети способны к обучению. Темп у каждого ребёнка индивидуальный. Кто-то хорошо совладает с прописями в тетради, кто-то мастерски совладает со своим телом и турником. У каждого ребёнка свой психотип. От этого зависит и его успеваемость тоже. Кому-то важно сидеть в тихой отдаленной комнате около часа, а то и двух, что бы вникнуть в материал. Кто-то со скоростью ветра написал задание и выбежал в коридор на перемену. Кто-то имеет правополушарное (образно-творческое) мышление. Кто-то левополушарное (логика, анализ). А кто-то амбидекстр (два полушария ведущие) и пока учителю кажется что Вовочка не сделал..... Вовочкин головной мозг в этот момент выбирает полушарие в котором будет решать задачу. Кто-то имеет доверие к Миру больше и сразу ладит с учителем. Кому-то отдать своё сердце незнакомому человеку страшнее. Кто-то имеет концентрированное внимание вначале урока. А кто-то вспоминал события на перемене и включился в урок во второй половине. Но абсолютно все дети мечтают быть в школе успешными и иметь друзей!Представляете, они такие разные, а учат их одинаково. И не каждый из них сможет показать свои максимальные результаты из-за тех или иных причин. Но что для них важнее всего, это сохранить контакт с семьей и не терять веру родителей, пусть даже глядя в красный от замечаний дневник.
Выстоят в школьной системе те дети, которые были согреты поддержкой и верой родительских сердец.
О том, что нужно развивать у детей перед школой, что важнее умения читать и писать, Анна Покровская расскажет в следующей статье.
А мы пока запомнили, что нашим детям нужна наша поддержка и вера и в школу ребенку лучше идти в 7 лет.