Говорят, что еще в 1990-х Тед Тернер в приступе нарциссического восторга сказал: «Если бы во мне было больше скромности, я был бы идеальным». С тех пор Тернер все же стал чуть скромнее, а вот сегодняшним предпринимателям в области технологий совершенно не удается побороть собственную излишнюю самоуверенность.
Ведь еще Аристотель заявлял, что знать – естественное желание людей. Но интеллектуальная скромность – особый вид скромности. Вы можете быть знатоком во многом, но не видеть собственных ментальных ограничений. Интеллектуальная скромность – это признать, что мы не можем знать всего, а то, что мы знаем, не делает из нас сверхлюдей. Наоборот, нам следует признать, что, скорее всего, то, сколько мы знаем – лишь наша иллюзия, и нам следует искать новые источники мудрости.
Интернет и цифровые медиа создали в нас впечатление неограниченности знаний, которые находятся от нас лишь на расстоянии клика. Это сделало нас ленивыми, а значит в нас открылась пустота, которую может заполнить невежество. Психолог Таня Ломброзо из Университета Калифорнии говорит о нашей иллюзии мудрости. Она говорит, что быстрый доступ к большим объемам информации подрывает способность критически оценивать уровень ее усвоения. Мы вспомним картинку, цитату – и думаем, что уже все усвоили, без когнитивных усилий, без задействования памяти, анализа и так далее. Мы впитываем информацию так, как нам ее подают на экране нашего гаджета, мы перестаем ее обрабатывать сами.
А как же все эти бурные обсуждения в сети? То, что вы из них почерпнете, зависит от того, как вы вообще общаетесь с людьми. Люди интеллектуально скромные никогда не подавляют, не прячут, не игнорируют собственной уязвимости. Они видят слабости как источник личного развития, они используют споры как возможность отточить собственные понятия и позицию. Скромные от природы люди всегда более открыты, они допускают, что их мнение – не последняя инстанция.
Интеллектуальная скромность предпочитает правду социальному статусу, приоритет поиска ответов и готовность принять новые идеи, даже если они не совпадают с собственными. Слушая других, мы рискуем сделать открытие: другие знают больше нас. Но скромные люди видят личное развитие как цель, а не как средство продвижения по социальной лестнице. Мы потерям из виду много информации, если будем фокусироваться только на себе и на нашем месте в мире.
На другом конце шкалы – интеллектуальная самоуверенность, злой близнец уверенности в себе. Она растет из эгоцентризма, от тенденции переоценивать собственные качества и собственную важность, игнорирования роли случая или влияния поступков других людей в нашей жизни. Так мы делаем успех только нашей заслугой, а в неуспехе виним обстоятельства. В эгоцентризме есть свой смысл, ведь наш персональный опыт – это то, что мы знаем лучше всего. Но он становится проблемой, когда он слишком мал для того, чтобы составить серьезное мнение, а мы все равно настаиваем на своем. Исследования говорят о том, что люди не видят собственных недостатков даже тогда, когда с легкостью находят их в других людях.
С эволюционной точки зрения интеллектуальная самоуверенность может быть одним из способов завоевания доминантной позиции путем насаждения своей точки зрения. В то же время, интеллектуальная скромность работает на достижение консенсуса, на интересы группы. Гипотезой Центра человеческого развития в Калифорнии, программы которого помогают молодым людям стать успешными взрослыми, является то, что скромность, любознательность и открытость являются ключом к наполненной жизни. Одно из исследований Центра предлагает шкалу измерения скромности, учитывая, например, является человек скромным всегда или только исходя из обстоятельств. Признание того, что наше мнение (и мнения других людей) могут меняться в зависимости от обстоятельств, это значительный шаг, который снижает нашу излишнюю уверенность в собственной правоте.
В царстве науки получается так: если нужда – мать изобретений, то скромность – их отец. Ученые должны быть готовы оставить старые теории в пользу новых, более точных, для того, чтобы продолжать постоянные инновации. Многие ученые, сделавшие свои главные открытия в молодости, надолго остаются в плену собственного «эго» и не могут сделать ни одного нового прорыва. Эйнштейн говорил, что информация — это не знания. А вот Ласло Бок, директор по персоналу в Google, компании которая сделала максимум для того, чтобы информация стала казаться доступной любому диванному эксперту, считает, что без скромности человек не способен учиться новому, поэтому именно скромность он ищет в кандидатах. Но ее сложно найти в успешных людях, потому что они редко сталкивались с неудачами.