Британец Генри Дантон отпраздновал столетний юбилей в марте 2019 года. Он не только преподаёт в нескольких балетных классах, но и ежедневно делает зарядку, пишет эссе и мемуары. Рассказываем удивительную историю бывшего военного и танцора, который и не думает стареть.
Танцор балета Генри Дантон родился 30 марта 1919 года в Бедфорде, пригороде Лондона. Это произошло всего за три месяца до подписания Версальского договора, положившего конец Первой Мировой войне, на которой убили отца мальчика.
Сначала юноша пошёл по стопам отца: в 1938 году он окончил военную академию в звании лейтенанта Королевской артиллерии. Карьера в армии прервалась из-за неудачного падения с грузовика. Дантон повредил спину, и была опасность, что он больше никогда не будет ходить. Травма обеспечила ему спасение от окопов Второй мировой войны и в итоге после реабилитации юноша смог поступить в Королевскую Академию танца.
У 21-летнего Генри Дантона не было никакого опыта в балете — зато он умел стоять на коньках. Закономерный вопрос: почему вчерашний военный не выбрал этот вид спорта? Дантон объясняет: он влюбился в балет, когда увидел предвоенное выступление советской труппы в лондонском Ковент-Гардене.
И Дантон не прогадал. В 40-х годах этот вид искусства заново набирал популярность, но профессиональных танцоров постоянно не хватало. Причиной была Вторая мировая и её последствия.
В Ковент-Гардене Дантон начал выступать уже в 1946 году: «Это было абсолютно нелепо. Между днём, когда я впервые встал на пуанты, и танцем с прима-балериной прошло 18 месяцев». В итоге с британской труппой Дантон объехал всю Европу, побывал в США, Австралии и даже Венесуэле.
Закончив карьеру профессионального танцора, Дантон перебрался в Нью-Йорк, где преподавал балетное искусство в Карнеги-холле и Джульярдской школе. Но насыщенная жизнь большого города была ему не по душе. Он часто приезжал в Миссисипи, где преподавал в местных школах. И всегда надеялся, что сможет переехать в подобное тихое место с медленным ритмом жизни и дружелюбными людьми.
В 1996 году Дантон перебрался в Хаттисберг, штат Миссисипи. Городок с населением в 35 тысяч жителей стал новым домом бывшего танцора: здесь он и сегодня проводит регулярные детские балетные классы.
Но этого бывшему танцору недостаточно: он организует курсы в соседних городах, а также преподаёт в Университете Белхейвен на кафедре танца, где недавно начал работать с очередным курсом.
В многочисленных интервью Генри Дантон говорит, что именно выход на пенсию становится началом конца. Люди начинают скучать и не знают, чем занять свободное время. Их здоровье начинает слабеть, а разум — мутнеть. Сам танцор не собирается уходить на покой: «Я люблю учить и не хочу останавливаться. Дети — это мой витамин».
Генри Дантон не жалуется на скуку. Хотя, с одной стороны, он принадлежит другой эпохе и был одним из тех, кто создал современный королевский балет, танцор и педагог постоянно работает на компьютере, пишет эссе о балете и своей жизни. «Свободного времени у меня немного, — говорит Дантон, — и я так хочу. Никаких увольнений».
Когда Дантон не занят преподаванием или подготовкой к занятиям, он путешествует на машине (водит сам!) или берёт у Siri мини-интервью.
«Она удивляет меня своими мгновенными ответами, — делится Дантон впечатлениями от современных технологий. — Интернет вообще поразительная вещь. Ты мгновенно получаешь всё, что захочешь. Это и заставляет меня спрашивать: я хочу быть в курсе всего на свете».
Дантон не видит в своём долголетии ничего удивительного: забота о себе стала его профессиональной страстью. «Это тело — единственное, которое у тебя было, есть и будет. Это замечательный инструмент, за которым нужно ухаживать», — говорит педагог.
«Забота о себе» подразумевает диету, физические упражнения и позитивный взгляд на жизнь. Без последнего, кстати, всё остальное просто не работает. Каждую из трёх составляющих рецепта своего долголетия танцору пришлось проверить на практике.
У Генри Дантона был старший брат, рано умерший из-за онкологического заболевания. В 50 лет лимфому Ходжкина диагностировали и самому мужчине. Тогда бывший танцор прекратил есть красное мясо, рыбу и птицу. Им на смену пришли семена и орехи, овощи и морковный сок. Его диета не веганская: Дантон есть молочные продукты, а ещё любит шоколад. И не исключает из рациона пиво — «как всякий правильный англичанин». Впрочем, это единственный алкоголь, который он пьёт.
«Я действительно абсолютно уверен, что упражнения — ответ на все вопросы», — говорит столетний преподаватель балета. Сам Дантон не ограничивается занятиями с учениками: он не забывает об утренней зарядке, самостоятельно делает массаж перед подъёмом и тем самым стимулирует кровообращение. «Большим пальцем как можно глубже нажимаю на мышцы», — объясняет технику Дантон.
Это не только разминка для мышц, но и задача для мозга: нужно сосчитать точное число массирующих движений, а для этого требуется концентрация. После массажа педагог делает гимнастику с лентой. Кстати, всё это на голодный желудок: до 11 утра Дантон не завтракает.
Оптимизм — не последний по важности элемент дантоновского рецепта долголетия. «Нет никакого смысла грустить и делать жизнь хуже, чем она есть, — говорит танцор. — Наше настроение абсолютно точно влияет на тело».
Сейчас Генри Дантон работает над мемуарами, в которых подробно расскажет о своей жизни и карьере. А ещё даст вдохновляющие советы начинающим танцорам. Он уже поделился некоторыми из них в интервью местному каналу: «Убедитесь, что вы занимаетесь именно тем, что вы хотите делать. Тем, к чему вы чувствуете страсть. Как понять, есть ли она в вас? Вы просто чувствуете, что хотите заниматься только этим и ничем больше».