Представьте, что вы графический дизайнер и завтра утром идете в детский сад, чтобы рассказать дошкольникам о своей профессии. В такой ситуации оказался Дин Випонд, lead designer британской здравоохранительной платформы NHS.UK. Приводим адаптированный перевод его колонки о том, как объяснять простым языком даже самые сложные вещи.
Меня пригласили в начальную группу, поговорить с детьми о моей работе. Сперва я думал, что буду общаться с ребятами постарше. Но оказалось, мне предстоял разговор с дошкольниками возрастом 4-5 лет. Передо мной стояла нелегкая задача — упростить все и объяснить основные понятия дизайна.
Я не мог просто похвастаться, что сотрудничал с Channel 4, BBC, Diesel, BRIT Awards — маленькие дети просто не знали всех этих названий. Поэтому нужно было максимально доходчиво объяснить, что я делаю и почему это важно.
Я начал с того, что дизайн — это простота использования и понимания вещей. С помощью дизайна мы упрощаем или объясняем вещи.
Дальше я рассказал, что разные дизайнеры решают разные задачи. Дизайнер интерьера рассчитывает, насколько большими будут комнаты, где расположить окна и двери. Дизайнер мебели определяет правильный размер стула, чтобы он был удобным. Книжный дизайнер придумывает, как сделать книгу интереснее. Гейм-дизайнер решает, где расположить кнопки и как сделать Angry Birds увлекательной игрой.
Еще я отметил дизайн туалетов — это очень важная штука, ведь мы пользуемся туалетом каждый день. Унитазы должны быть правильного размера, с удобными сидениями и чтобы было просто дотянуться до туалетной бумаги. Хотите завоевать внимание четырехлетних детей? Говорите о туалетах.
Чтобы закрепить, что создано с помощью дизайна, а что нет, мы сделали упражнение на выкрикивание «Да-Нет»:
— Лужа («Нееееет!»)
— Книга («Даааааа!»)
— Белка («Неееееет!»)
— Автомобиль («Даааа!»)
Дальше мне нужно было рассказать, что же такое графический дизайн.
Но как объяснить это максимально просто? После недолгих поисков меня осенило:
Я использую цвета, буквы и изображения, чтобы помогать людям понимать вещи.
Я показал детям фото двух кранов и спросил, какой из них дает горячую воду. Они ответили, что красный. Я спросил, почему красный цвет ассоциируется у них с чем-то горячим. Они начали приводить в пример огонь, солнце, лаву — отличные ответы, как для детей.
Мы используем красный цвет, чтобы показать тепло. Когда смотрим на красный — думаем о чем-то горячем. То же самое с синим цветом. Что у нас синее и холодное? Лёд иногда бывает синим. Он холодный. Именно поэтому в мультике Frozen у Эльзы одежда синего цвета, разве нет?
У меня у самого двое детей, и я знаю, что ребенок в таком возрасте не может долго сидеть на месте. Поэтому дальше мы сделали небольшую разминку:
— Выберите цвет, напоминающий вам ночь.
— Выберите цвет, который ассоциируется с фруктом.
— Выберите цвет, напоминающий Груффало!
Большинство детей выбрали для сказочного персонажа Груффало коричневый. Некоторые выбрали оранжевый из-за цвета его глаз. Кто-то выбрал черный из-за цвета его языка. Так я объяснил детям, что цвета помогают нам ощущать вещи. И что на один вопрос в дизайне может быть много разных ответов.
Затем я вручил детям листы бумаги с написанными словами и попросил раскрасить их. Результаты были великолепны! Много красного для слова «злой», светлые и яркие цвета для «сладостей», зеленый для «газона».
С цветами мы разобрались. Но я хотел поговорить и о словах. Для примера взял дорожные знаки. Я объяснил, что они сообщают нам важную информацию, и слова на них должны читаться легко.
Дальше показал пример знака и спросил, что я могу сделать с буквами, чтобы улучшить знак? Дети ответили: «Сделайте их больше». Так я показал им, что размер букв делает слово более важным и позволяет увидеть знак издалека.
Затем я показал, что еще можно делать с текстом, чтобы он помогал рассказывать истории. Вот пример с простым предложением. Мы прочитали его вместе:
Потом я показал им то же предложение, но уже большими буквами:
Видите? Меняем размер слова «big» и предложение становится более выразительным. Это позволяет представить, насколько большой была собака.
Затем мы немного потренировались на примере слова «fast» — оно приобрело более значимый вид, стало действительно «быстрым»:
В этом опыте меня удивили две вещи. Первая — дети смогли понять предназначение дизайна и даже объяснить что-то с помощью новых знаний. Вторая — они заставили меня в корне пересмотреть свою профессию и научили объяснять ее ценность простыми словами.