Каждый день вы с ужасом ждёте звонка из школы, потому что ваш ребёнок… Нет, он способный, просто не самый простой и ведёт себя хуже других. Наш постоянный автор и мама троих детей Ксения Букша рассказывает, как родителям детей с трудным поведением не потерять веру в себя и почему учителя никогда не должны винить ребёнка.
В этом году моя подруга повела свою дочку в небольшую питерскую частную школу. Частная была выбрана потому, что у девочки есть трудности с тревожностью и самоконтролем: в непривычной обстановке, особенно если взрослые не обладают педагогическими навыками, она может напоказ нарушать правила и мешать другим детям учиться.
В то же время ребёнок не агрессивен, не драчлив, интеллектуально развит на свой возраст, гиперактивности у неё нет. Подруга договорилась со школой заранее, в апреле–мае, и по просьбе администрации дважды в неделю возила дочку на пробные занятия к учительнице начальной школы. Всё было хорошо. В сентябре, когда девочка пошла в первый класс, никто не говорил о проблемах. Учительница отмечала, что «небольшие трудности есть, но в целом она старается, и мы справляемся — ничего такого».
Вдруг, ни с того ни с сего, одним совсем не прекрасным поздним вечером директор школы написала моей подруге: «Всё очень, очень серьёзно. Приходите на разговор с педагогами». Когда моя подруга, недоумевая, пришла, педагогический коллектив (в лице директора — остальные, включая учительницу, помалкивали) объявил: ваша девочка-первоклассница настолько страшна и ужасна, что никто из учителей больше не хочет ходить на работу, пока она здесь.
— Но что произошло? — недоумевая, спросила моя подруга.
Она действительно растерялась. Девочка посещала детский сад, кружки, общалась с другими детьми, и таких отзывов о ней не было ещё ни разу.
— Она дерётся с другим мальчиком, выражается матом и выбегает из класса, — закатила глаза директор. — Мы просто выгораем от вашей девочки. Не приводите её завтра, ведь её будет просто некому учить.
Моя подруга натурально выпала в осадок. Впервые она столкнулась с настолько вопиющим непрофессионализмом. Предположим даже, что директор ни разу не слышал мата из детских уст и никогда не разнимал дерущихся первоклашек. Но педагоги обязаны были:
Предупредить маму о том, что происходит, посоветоваться о возможных вариантах и мерах. Дать испытательный срок (хотя ведь он уже был — в апреле и мае). Если всё-таки было бы принято решение расставаться — дать срок найти новую школу, хотя бы месяц (ведь в начале октября это не так уж просто). Расстаться с ребёнком максимально деликатно (вместо этого учителя, как оказалось, несколько раз грозили девочке тем, что «мама заберет её отсюда, если она окажется не готова», — отличная мера воздействия на нервного и тревожного ребёнка, нечего сказать!). Дать попрощаться с одноклассниками.Ничего этого сделано не было. Их попросту вышвырнули из школы в никуда, нанеся явный моральный урон и маме («Я не справляюсь, и куда мне теперь девать дочку, пока я на работе?»), и ребёнку («Меня выгнали из школы, потому что я не подхожу»). Правда, спустя неделю учительница передала прощальное письмо от одноклассников и попрощалась сама.
А главный вопрос: куда теперь? В обычную государственную школу? Но выбор невелик. К хорошим педагогам классы набираются чуть ли не за год. К тому же они несколько чаще встречаются в школах с усложнённой программой, которая всё-таки не подходит умной, но неусидчивой семилетке. И класс в 30 человек тоже ей не подходит.
В коррекционку, где маленькие группы и понимающие учителя? Но девочка неплохо читает, пишет печатными буквами целые рассказы, запросто складывает двести и сто, да и прописи с репетитором выводит очень старательно.
Снова в частную школу? Но найдётся ли в ней сильный и заботливый педагог, с которым ребёнок будет себя чувствовать уверенно без проверок на прочность?
В детском саду такие воспитатели были, а вот в первом классе не повезло. К тому же частные школы стоят дорого, и далеко не все из них семья может себе позволить.
Учиться дома? В любом случае именно это сейчас и происходит. Ведь другой вариант надо ещё найти. А пока «этот страшный ребёнок», из-за которого выгорел целый педагогический состав, каждый день дисциплинированно проходит школьную программу. Родители уже думают, не проще ли научить её оставаться одной дома и делать задания. Ведь в одиночестве ей проще вести себя хорошо, чем в коллективе… Проще, но намного скучней.
Куда идти ребёнку, у которого есть определённые трудности с поведением, но нет ни существенных диагнозов, ни проблем с интеллектом? Каким должен быть учитель, который учит таких детей?
Ниже я предлагаю несколько мыслей, которые могут помочь, если вы родитель ребёнка с трудностями в поведении, который пошёл в школу и, как все дети, хочет быть там успешным.
Помнить об этом всё время трудно, особенно когда педагоги считают иначе. Но нужно. (Кстати, учителя тоже не обязательно плохие, если считают ребёнка негодным для их коллектива. Возможно, у них просто недостаточно квалификации.)
Всё же гораздо полезнее быть на своей стороне и на стороне ребёнка, даже если он очень сильно вас расстраивает и вам кажется, что вы не справляетесь с ситуацией. Отношения важнее учёбы, если с ними в семье не всё в порядке, ребёнок или подросток не может учиться как следует.
У многих родителей отношения с детьми портятся именно из-за школы. Дома они уже как-то приноровились к особенностям ребёнка, или они проявляются намного слабее (как у дочери моей подруги), а вот в школе, на людях, всё вылезает наружу. Родитель испытывает стыд, ему страшно за будущее ребёнка, и от ругани и самообвинений удержаться сложно. Даже если мы понимаем, что сделали всё, что могли, а ребёнок просто не может держать себя в руках.
Правильные вопросы тут такие: что можно сделать для укрепления отношений? Как минимизировать ситуации, в которых вы и ребёнок чувствуете себя виноватыми и плохими? Можете ли вы договориться с ним о том, чтобы он поработал над своими привычками? А что думает по этому поводу сам ребёнок?
Многие мамы детей с СДВГ и другими поведенческими проблемами говорят: «Нам нигде не рады». Это не совсем так. Мама, о которой я говорю, нашла для своей дочки и воспитателя в садике, и репетитора. Я видела, как ребёнка, от которого отказались в одной школе, в другой учили с удовольствием, и он расцветал. Пацана, который, сидя на последней парте, выкрикивал непристойные слова, в другой школе посадили на первую. И школа была ничем не лучше. И класс — такой же переполненный. А вот учитель наконец попался хороший.
Признаки хорошего учителя для ребёнка с трудностями в поведении:
Это человек не жёсткий и суровый, а гибкий, иногда с юмором. Он сталкивался с разными ситуациями и умеет их разруливать. Спросите у него, насколько трудные дети ему попадались, как он к ним относился? Выслушайте ответ, обращая внимание не только на смысл, но и на тембр голоса, выражение лица. Если учитель говорит о трудных учениках брезгливо или равнодушно («Там были такие родители… не наш контингент…», «Ребёнок с большими проблемами», «Родители заступаются, а надо бы диагноз поставить») — это не ваш вариант. Если учитель винит ребёнка («Там просто была барышня, которой всё было по барабану», «Это полные отморозки») — бегите от него. А вот если он говорит о трудных учениках с гордостью («Вон Вася идёт, Вася, помнишь, как ты не приходил ни на один урок литературы? А он просто в пятом классе читать не умел. Так бывает. Сейчас в седьмом — сочинения пишет на четыре листа») — вам сюда! Он однозначно на стороне ребёнка, что бы там ни было («Все хорошие, всех выучим»). Он не считает, что дети или родители могут быть врагами учителя. Конечно, есть семьи, в которых действительно равнодушны к ребёнку или потакают его плохим чертам. Есть ребята с педагогической запущенностью. Но вины их в этом всё-таки нет. Спросите, был ли кто-то, с кем не удалось справиться, кто ушёл и почему — и тоже послушайте, каким голосом учитель будет отвечать (хорошо, если с сожалением говорит о том, что «в некоторых случаях он бессилен»). Ваш учитель не детоцентрист, а школа не предлагает ученикам абсолютной свободы. Детям с трудностями в поведении не полезно ходить по струнке и бояться наказаний, но ещё вреднее им абсолютная свобода. Им нужны разумные рамки, когда правила чётки и определены, а исключения оговариваются отдельно вместе с родителем.Трудности в поведении бывают разные, даже если они одинаково называются. И только вы, родитель, а не учитель и не врач, можете точно знать, что именно нужно вашему ребёнку. Вас могут всей командой уговаривать уйти на домашнее обучение или пойти в школу, перевестись в коррекционный класс или в обычный из коррекционного, но если вы уверены, что это не пойдёт ребёнку на пользу, заставить вас не смогут.
А главное — помните, что любые трудности в поведении ещё не конец света и не признак того, что ребёнок непременно будет неуспешен и несчастлив. Даже «большая психиатрия» в наше время корректируется препаратами, и даже для детей с тяжёлыми психотравмами вроде сиротства существуют методики коррекции.
Признаюсь: мне тоже приходилось менять классы и школы из-за проблем с поведением и отношением одноклассников и учителей. К счастью, школьные годы заканчиваются, а в большом мире даже очень трудному ученику адаптироваться, как ни странно, гораздо легче!