Столько уже споров прошло на тему оценок. Многие продвинутые родители говорят, да это не важно вовсе, главное – быть счастливым. Но при этом не перестают тревожиться, если вдруг оценка оказалась не такой, как ожидалось. И тут начинаются сомнения в духе «вырастет неучем», «будет неуверенным в себе», «потеряет мотивацию» и т. д.
А почему так происходит?
Давайте по традиции ответим на несколько вопросов.
Что такое оценка? Для чего нужна оценка родителю и ребенку? Есть ли способы оценивать, не оценивая?Оценка – это набор внешних критериев (линейка), которой очень удобно мерять. Что и как мерять? Как правило, мерять память ребенка и способность в разных ситуациях воспроизводить усвоенное. Это плохо? Нет, конечно. В условиях, когда системе нужны специалисты, которые совершенно четко соответствуют стандарту, это нужно, удобно и понятно. Но время меняется. И хорошее запоминание скорее перегружает мозг, чем тренирует его. Миру нужны люди, которые способны генерирвоать идеи, выходить за рамки, проявлять гибкость и адаптивность к очень быстро меняющимся условиям среды. Нужны люди смелые, умеющие обучаться и быть ответственными в своих выборах.
Выгодно ли это системе? И да и нет. С одной стороны, система понимает необходимость этих навыков, с другой – системе важно измерять, а измерять система умеет только через стандартизацию.
Выходит, если в системе стандартизации больше высоких оценок, система эффективна, меньше высоких оценок – система неэффективна. Других инструментов нет и быть не может. Не может система измерять индекс навыков, счастья, внутренней уверенности ребенка. Это слишком человеческие мерила, неподвластные системе.
Ребенок, растущий без ориентира, тревожен. Ему нужны опоры, буёчки, относительно которых он понимает свое местоположение. Они же помогают ему двигаться от какой-то точки.
Оценка становится мощной опорой ребенку, но в то же время ребенок становится ее заложником. Расстраивается из-за низкого балла, переживает, как пересдать контрольную, смотрит с завистью на тех, у кого оценка выше, особенно если это любимчики учителя. Стремится догнать. Боится расстроить родителей. Хочет быть хорошим и получить похвалу. И масса других проявлений. В общем-то, ребенок растет в мощной конкурентной среде, в которой ощущение себя, своей личности, может легко потеряться. И в этом драма. Соответствия.
Родителю тоже нужна опора, доказательство того, что все, что он делает для ребенка, он делает правильно. Если нет других мерил, кроме оценки, родитель также становится ее заложником, измеряя качество образования оценкой. Родителю страшно за будущее ребенка и он чувствует свою ответственность, чтобы наполнить ребенка максимальным количеством полезных знаний сейчас, чтобы на всякий случай у него был этот багаж. Это происходит подсознательно и из лучших побуждений.
И в этом тоже есть своя драма. Родитель не доверяет ребенку и боится за его будущее.
Что, кроме оценки, может быть опорой, за которую можно держаться и ребенку и родителю? Я считаю, что базовое доверие природе ребенка со стороны родителя – раз.
Два – рассматривать оценку, не как внешнее оценивание способностей, а как срез того уровня знаний, на котором ребенок находится в данный момент. И, соответственно, может двигаться дальше относительно этой «стартовой площадки».
Три – рефлексия: беседа с ребенком относительно его собственных ощущений, потребностей, страхов, мотивов.
Четыре – обратная связь с положительным подкреплением стараний и увлечений ребенка, его переживаний, проб обучиться. То есть не ожидания и похвала за сам результат, а поддержка за действие, даже если оно без результата.
Ребенок, растущий в среде поддержки и знающий, что пробовать и действовать, даже если за этим следует условно негативная оценка, безопасно, растет с бОльшей уверенностью, так как опирается на себя и свои ощущения.
Так что больше разговаривайте с детьми. Искренне. Без ожиданий. С любовью и поддержкой всех начинаний.
Кстати, в нашей Школе, оценок нет в принципе, дети движутся в своем ритме с той позиции, где находятся сейчас. Этот рост для них естественный, неконкурентный и относительно самого себя.