54,8% людей работают не по специальности. За 100 лет исчезло 600 профессий, а 1000 трансформировалось полностью. Стоит ли тратить 2,5% от 100 лет на изучение профессии, которая за это время трансформируется до неузнаваемости?
Попробуем понять мотивацию родителей, а также рассмотрим, что дает и чего не дает украинский вуз.
Родителей можно понять: они хотят своим детям лучшей судьбы и думают, что вуз их туда приведет. Книга «Сердце перемен» научила меня, что люди слишком много вещей делают «как принято», даже если это приводит к боли, страданиям и скоропостижной смерти. Засовывать взрослых людей в детский сад на пять лет, а именно этим является современное высшее образование в Украине — одно из таких решений.
Подсознательная, но редко осознаваемая мотивация, — родители рассчитывают на финансовую помощь детей в старости и находятся в детской позиции относительно своих детей. А некоторые родители просто не могут принять тот факт, что их дети — взрослые отдельные люди, и продолжают навязывать детям свои устаревшие взгляды. Еще есть родители, которые не понимают, что их дети другие, что они могут не хотеть или физически не способны быть как папа или как мама.
16–18 лет — слишком юный и молодой возраст, чтобы принимать решения о том, куда инвестировать пять лет жизни. Высшее образование нужно получать осознанно, понимая, что это даст для карьеры и финансовой устойчивости в будущем. Если на этот вопрос нет четкого ответа, лучше пойти работать. Репетитора для сдачи ВНО придется нанимать в любом случае.
Нередки случаи, когда родители заставляют детей реализовывать свои собственные мечты. В таком случае родителям лучше отстать от своих детей и заняться своей жизнью. Выйти замуж, поступить на заочное, пойти на курсы.
Эти пункты декларируются как реальные, но каждый житель нашей страны знает, что лучшее применение диплома — резать на нем закуску! За 10 лет работы меня только раз попросили принести диплом, я сказала, что не знаю, где он — и на этом все закончилось. Но при эмиграции из страны диплом скорее всего понадобится, а точнее не сам диплом, а апостиль документа из МОН, что у вас такой есть.
К сожалению, алгебра и геометрия, медицина и физика — все, чему учат в наших вузах, безнадежно устарело. Корректурные знаки у редакторов, знаки транскрипции на английской филологии, теоремы матана и сопромата — мир давно пошел вперед. Вещи, которые мы учим в вузе, пригодятся только половине (остальные сменят специальность после вуза), и даже та половина, которая пойдет работать по специальности, с большой вероятностью будет переучиваться в два первых года.
Украинские университеты не обеспечивают студентов практикой, не имеют денег на компьютеры, лаборатории и препараты. Впрочем, как и на учебники, а также обновление библиотечного фонда. Преподаватели, которые работают в вузе, крайне редко работают где-то еще или востребованы на рынке труда. Те, кто достигли результатов в профессии, работают в коммерческих структурах. В университет идут преподавать те, кто не нашел себе более денежного занятия.
Зарплата преподавателей не зависит ни от посещаемости их лекций, ни от оценок студентов, ни от их результатов после вуза, в отличие от коммерческих образовательных учреждений (например, школ английского). Отзывы студентов о преподавателях тоже никого не волнуют, даже если это отзывы о сексуальном домогательстве в сторону молодых студенток.
Потому преподаватели никак не работают над тем, чтобы мотивировать студентов и помочь им учиться. Те, кто порядочные люди и кому попали приятные и понятные студенты, — те будут стараться. А студенты, которые имеют отличные баллы, скорее всего, хорошо учились в школе и в целом наработали скилл «умение учиться» задолго до вуза.
Университеты крайне редко заинтересованы в том, чтобы у студентов был практический опыт работы. Наоборот, фокус вузов на посещаемости бесполезных занятий для студентов дневных специальностей. Рабочий график в компаниях в среднем с 09.00 до 19.00. Загрузка в вузе — с 08.00 (первая пара) и до 16.00 (пятая-шестая пара). Вторые смены — редкость. Работодатели не готовы брать людей на три часа в день с 16 до 19 с плавающим графиком.
В итоге, продвинутые студенты выбирают, учиться им или работать. Те, кто выбирают работать, не могут позволить себе работу по специальности за копейки, чтобы наработать опыт, потому что нужно будет платить взятки за сессию. Приходится работать в сфере услуг. Работодатели тоже в космосе — удаленную работу предлагают далеко не все, да и готовы брать студентов на максимально примитивные и тупые работы и платить копейки.
Вуз не просто не гарантирует трудоустройство, он даже не пытается двигаться в этом направлении. Наоборот, даже практика на первых и третьих курсах проходит в формате «уборка университетской территории». Как биологу второго курса поможет в жизни красить лавочки? Зато нужно сдать дневник практики с печатью предприятия. Это тоже головная боль студента.
Наука, даже в Украине и в 2019-м, это все еще престижно. Но нередки истории про пьющих преподов, курящих на кафедре в кабинетах преподов, гоняющих студентов. Все эти люди работают в университете, потому что не смогли себе найти более высокооплачиваемую интересную работу. Исключение — вечно занятые и прогуливающие свои пары преподы, которые работают, к примеру, директорами рекламных агентств и в университете ищут кадры.
Нельзя сказать, что учеба в вузе совсем бесполезна. Только получаем мы в вузе совсем не то, за что платим. И на реальной работе кое-что из этого можно получить быстрее. И родители на подсознании очень хорошо понимают эти вещи, но почему-то стесняются говорить об этом вслух. А в этих штуках нет ничего необычного.
Так или иначе, в вузе учатся дети сытых и успешных родителей среднего класса. Или тех бедных семей, которые могут по сусекам собрать $2 тыс в год на контракт. В семье, где мама парикмахер, а папа таксист, при всем уважении к профессии, очень тяжело сделать карьеру кандидата наук или финансиста — папа с мамой не смогут ничего посоветовать, потому что у них нет такого опыта. А еще университет — это одно из мест, считающихся удачным для поиска партнера. с 8.00 до 16.00 на парах ты так или иначе сближаешься с одногруппниками и студентами из параллели.
Договариваться с преподами и соучениками, презентовать себя и свои проекты, устно отвечать на семинарах, планировать время во время сессии, делать проект — это все скиллы, которые пригодятся на работе. Где нужно будет сделать то же самое: стать фаворитом лица, принимающего решение, или сдать проект перед клиентом или руководителем отдела.
Одноклассники и одногруппники — это люди, которые когда-то вырастут, сделают карьеру и будут источником полезных связей и информации. С ними строятся неформальные отношения, позволяющие в будущем решить какой-то личный вопрос или судьбу бизнес-проекта.
Не все дети в 16-18 лет готовы на 100% жить самостоятельно: платить по счетам, даже деньгами, которые дали родители, обеспечивать быт и все вопросы. Некоторым еще нужно время на то, чтобы мозги созрели принимать решения с перспективой на год или месяц. Особенно в украинских семьях, где женщины продолжают обеспечивать быт своих взрослых мужей, и вопросы «как платить коммуналку», «где взять чистую рубашку», «разогреть еду и положить в тарелку» остаются вопросами и для взрослых.
Многие воспринимают время в университете не как определяющее в жизни. Учатся не на отлично, ходят не на все занятия, не особо заморачиваются. Вуз для них — это еще пять лет дорасти до психологической устойчивости и зрелости, а также время, когда можно пробовать разные варианты работ и занятий, чтобы найти себя.
Учеба в вузе — это первый опыт самостоятельной жизни в другом городе для многих людей. Ты сам распоряжаешься своим временем: родители не указывают тебе, когда приходить домой и приходить ли. Мыть ли посуду или не мыть. Проснуться на первую пару или вообще не пойти на занятия. А еще нужно планировать расходы, планировать время на учебу, влиять на то, получишь ли стипендию, организовывать логистику поездок домой и в университет. Инфантильность рано или поздно покидает всех, тех, кто в 18 лет оказался в общежитии, она покидает быстрее.
Принимая решение о поступлении в вуз, родителям и детям нужно трезво взвесить свои реальные цели, и на основе этого принимать решение о том, нужно ли поступить в вуз, по крайней мере на дневную форму обучения на контракте.