В Киеве больше 10 тысяч детей не посещают школу, выбирая вместо нее домашнее обучение. Родители придумывают разные способы дать ребенку знания, избегая парт, портфелей и ранних подъемов на уроки. Мамаслет поговорил с мамами-хоумскулерами, которые поделились лайфхаками отмены школы.
«У меня четверо детей, из них школьники — Ваня (14), Федя (12) и Лея (9). Кузе пока только 4 года. В очных школах они не учились. Мы посчитали, что справимся сами . Система среднего образования в Украине нам кажется далекой от совершенства, потому пытаемся лавировать между необходимостью аттестовываться по программе и желанием учить детей интересно.
Мы изучаем предметы, соответствующие украинским учебным планам. Их нам выдает Международная украинская школа, где дети раз в семестр сдают аттестации по каждому из предметов. Часть предметов ведем мы, родители, часть — выбранные нами учителя через скайп. Дети реагируют положительно, наша система устраивает всех членов семьи. Начальная школа отнимает 1-2 часа в день, средняя — 2-4. Этого хватает на полное прохождение школьной программы.
Я не могу отметить какие-то особенные трудности, нам этот способ обучения детей очень подходит, да и привыкли уже за 8 лет. Я всегда работала и работаю, как и мой муж. Я работаю удаленно, некоторые направления требуют физического присутствия, но этому домашнее образование никак не мешает, так как оно не занимает все наше время (как и время детей, что не менее важно).
Сейчас Ваня проходит дополнительный курс кембриджского английского очно на курсах, занимается программированием и фотошопом, танцует брейк. Лея и Федя рисуют. Также все трое занимаются тхэквондо (красно-черные пояса), плаванием, играют в клубе настолок. Лея дополнительно занимается боксом. А Федя любит кулинарные мастер-классы и литературный кружок.
Мы планируем продолжать учиться дома, в университете, думаю, будут учиться очно. У нас нет проблем с дисциплиной . Мы обо всем с детьми договариваемся. Есть расписание, графики занятий, которые составляют родители. В «началке» все планирование на нас, в средней школе постепенно оно переходит к детям.
Мы получаем табели и аттестаты — их выдает школа, которая принимает аттестации. Проблем с социализацией у наших детей определенно нет. Социализация — это сама жизнь, а не школа. А жизнь у нас очень насыщенная. И к счастью, состоит далеко не только из уроков .
«Меня зовут Ирина Лагода, я многодетная мама, жена и бунтарь по жизни.
Первое, о чём хочу сказать, – я была всю жизнь против системы. До сих пор мой мозг работает вразрез шаблонов, поэтому и жизнь моя мало похожа на жизнь окружающих.
Занимаюсь блогингом и продвижением, помогаю начинающим блогерам создавать и продвигать свой бизнес в Инстаграме. Сказать, что я люблю своё дело, значит ничего не сказать. Так и своих детей я учу слушать своё сердце и идти за мечтой.
Поэтому когда мой 13-летний сын год назад завел разговор о том, что в школе (он учился в школе №296) учителя относятся к нему несправедливо и ставят необъективно отметки, и что он не получает желаемых знаний по причине некомпетентности педагогов в своём предмете, мы единогласно приняли решение перейти в школу альтернативного обучения.
Как раз в это самое время проходила выставка онлайн-школ. Побывав там, убедилась, что педагоги в частных заведениях креативные, любящие свою профессию, а главное – их взгляды на обучение совпадало с нашими. И там на выставке я познакомилась с нашей онлайн-школой «Джерело». Уже с новой четверти сын учился там.
После года обучения могу отметить преимущества онлайн-обучения:
1. Удобная и увлекательная подача материала.
2. Педагоги заинтересованы в успеваемости. Частные консультации проводят регулярно.
3. Всё продумано до мелочей и выстроено так, что ребенку нужно только включить компьютер.
4. Нет стрессов и конфликтов,что очень важно для подростка.
5. Офлайн-встречи (Поездки на экскурсии и организации разного рода мероприятий), что позволяет социализировать детей.
6. Остаётся много времени для внешкольных занятий (спорт и английский) и общения со сверстниками.
7. И самое важное – ребенок имеет возможность мыслить свободно и быть самим собой, без навязанных установок и стереотипов.
Правда есть одно «но»! Родители должны быть готовы к тому, что в онлайн-школе ребенок должен быть ответственным и не надеяться на маму, которая будет заставлять его учиться. Хотя в нашей школе так интересно, что у меня вопрос на этот счёт с сыном не возникает :)»
«Моему сыну 9 лет, он в 3м классе. Он учился в школе 1-й класс, а 2-й и 3-й уже на домашнем обучении. Школа абсолютно обычная по месту жительства.
Мысли о домашнем обучении меня посещали еще до того, как он пошел в школу. Перед первым сентября у нас были сомнения: вести или не вести его в школу. Решили попробовать. Класс и первая учительница были неплохие, особых проблем с поведением или успеваемостью не было. Но в конце года все были морально истощены «гонкой». Ранний подъем, школа, занятия, домашние задания… и так по кругу…
В конце года школьный психолог провела тест и по результатам получилось, что ребенок находится в состоянии «оставьте меня в покое» и рекомендовала разгрузить ребенка, избавиться от увлечений. И я заметила по ребенку, что он стал «неуправляем», перестал меня слышать, мы отдалились. Три месяца лета вернули его нервную систему в нормальное состояние и… 2-го сентября он ломает правую руку. Пока действовал больничный, мы пробовали учиться дома.
Хоть его и можно было бы пускать в школу «вольным слушателем», мне было важно понять, смогу ли я сама обучать его. Возможно, странные мысли для человека с двумя высшими образованиями. Но я «потянула» программу 2-го класса и он уже не вернулся в школу. Мы выполнили рекомендацию психолога, только увлечения оставили, а школу убрали. На самом деле учиться дома оказалось не так страшно, как я себе представляла. А теперь, когда мне сложно – я вспоминаю «школьные времена» и понимаю, что вернуть в школу – это еще усложнить жизнь. Так что я не жалею, что школа была и не жалею, что сейчас без нее.
Занимаюсь с ребенком я, плюс в этом году он пошел на курсы английского языка. Школьные предметы у него как и у других детей. По основным предметам у него печатные тетради, их и заполняет. Многое изучает сам, я только проверяю. Больше всего времени я уделяю математике, показываю, как делить в столбик, пользоваться циркулем. Мы пробовали разные варианты обучения. Расписание как в школе не пошло. Занятия по настроению. Единственное правило – заниматься каждый день, даже когда у других выходные и каникулы. Он может выбирать предметы. Как правило, что-то типа «окружающего мира» и «основы здоровья» к концу 1-го семестра пройдены целиком и полностью.
То, что не по школьной программе, делаем по настроению. Например, сейчас занимаемся каллиграфией. К счастью, во времена интернета, огромного количества информации, столько всего есть, только успевай изучать и пробовать.
Он сам изучает программирование. Сначала смотрел видеоуроки и повторял, сейчас может писать программы сам. Я считаю умение добывать и обрабатывать информацию самостоятельно очень важным в современном мире. Так же он много читает. Часто около 50 страниц за день. За этот учебный год он прочитал биографии Стива Джобса, Альберта Эйнштейна, Николы Теслы, 2 тома Всемирной истории в комиксах, «Тореадори з Васюківки», «Мумі Тролі» и многие другие. Кроме того, читает младшим стишки, сказочки, которые я не смогу и подсчитать.
Он говорил, что он ходит в школу «тусить», потому он не всегда рад тому, что у него забрали тусовку. Но за него отвечают родители, пока он ребенок. Мы решили, что так будет лучше, даже если он не совсем согласен. Я бы сравнивала это со временем за компьютером или количеством сладкого. Ребенок может требовать «еще», но я как мама ограничиваю его, потому что это может быть вредно.
Трудности при домашнем обучении – это нести ответственность за знания. Это думать, что ему пригодится, искать задания, сайты, видео. Это быть готовым самому учиться. У меня дополнительная трудность в виде трех младших детей, которые активно «помогают». На самом деле все не страшно, не намного сложнее, чем делать с ребенком уроки. Только тут можно самостоятельно корректировать, когда что удобнее сделать, а в школе это часто «надо выучить на завтра», «сделать на завтра» и семья полночи не спит, а в глобальном смысле ничего не поменяется, если это будет сделано на день или даже на неделю позже.
В данном вопросе школа рассматривается как «камера хранения для ребенка». Для этих целей можно позвать няню. Хотя, если сравнивать, то многие дети до обеда в школе, а потом сами сидят дома, пока родители на работе. Работу 5 дней в неделю по 9 часов с хоумскулером, не представляю, а фриланс или свое дело – вполне. Я работаю периодически и совсем немного, но не из-за хоумскулера, а из-за троих младших детей.
Иметь возможность уделять время хобби – основная причина ухода из школы. Сейчас у него английский язык, каратэ, прикладная механика, детский центр и шитье. До шитья у него был экокружок, до этого – плетение из бисера, уроки игры на гитаре и шахматы. Он хочет все, сразу и много. Ему все интересно, он всему хочет научиться. В планах музыкальная школа и программирование.
Сейчас нам удобно дома, а наперед сложно загадывать, но я не отметаю ни один из вариантов. Сейчас у меня подрастает 2-й школьник. Фактически в школу ему в сентябре, но основные темы за 1-й класс он освоил. Ему уже проще, он как мушка-повторюшка повторяет за братом. Оформлять планирую также на экстернат, только еще думаю, оставлять в 1-м классе или сдать за следующий год сразу 2 класса.
Проблем с дисциплиной и организаций не больше, чем тогда, когда он ходил в школу, а, возможно, и меньше.
Он оформлен в обычную государственную школу по месту жительства, форма обучения экстернат, это бесплатно. Один раз в год он приходит в школу и пишет контрольные работы, этого достаточно для перехода в следующий класс. Школу не интересует, что и как он учит, только конечный результат. Во 2-м классе оценок не было, но все контрольные он написал хорошо, вопросов ни к нему, ни ко мне (как к ответственной за его обучение) ни у кого не возникло.
Проблем с социализацией я не вижу. У него есть друзья. Они вместе играют, ходят в гости друг к другу, вместе празднуют дни рождения. Он легко сходится с новыми людьми, как с взрослыми, так и с детьми разного возраста, быстро вливается в новый коллектив, это показывают коллективы на занятиях, которые он посещает. Летом он ездил на несколько недель в лагерь (ему было 8 лет), и он был доволен, и вожатые говорили, что сложностей с ним не было.
Я бы очень хотела, чтоб такого плана учебных заведений в Украине становилось с каждым годом все больше».