Речь пойдет не о современной частной школе. Но инициаторы образовательного пространства «Краіна сяброў» Анна Харланчук и Ольга Конева стремятся получить такой статус.
В семье Харланчук пятеро детей: Паулинка, Оливия, Адель, Ивона и Филипп. Их школьные будни отличаются от расписания большинства маленьких белорусов. Утро может начинаться со сборов листьев и попытки сделать из них бумагу, сложная тема по математике будет усваиваться ребятами не отведенные два урока, а пока не станет понятной, а среди факультативов – обучение диджеингу и журналистике.
– Никогда не думала, что буду каким-то образом задействована в сфере образования, ведь в первую очередь я актриса, – начинает рассказ Анна. – Однако когда Филипп готовился пойти в первый класс, мне пришлось погрузиться в эту тему. Тогда я узнала, что можно учиться не в школе, а по индивидуальному плану. То есть ребенок получает знания дома под присмотром родителей и репетиторов, а проверяет их – на школьных контрольных. Мне понравилась эта идея, и, несмотря на страх, мы решили попробовать.
Анна вспоминает, что проблем с учреждением образования не возникло. Конечно, директора поначалу удивляла «странная семейка», но со временем появились другие желающие учиться подобным образом – и это перестало шокировать.
– Учителя тоже относились с пониманием, – продолжает моя собеседница. – В конце концов, с них снималась часть нагрузки – минус один ребенок в классе. Вдобавок ко всему, мои дети все предметы сдавали хорошо.
Главное преимущество такой системы обучения, по мнению Харланчук, это передача ценностей семьи, ведь иначе дети большую часть времени проводят вне дома. Кроме того, этот формат помогает увидеть пробелы в знаниях ребенка и понять, как он лучше воспринимает информацию: визуально или на слух. Запоминать новое можно и вовсе играя: например, таблицу умножения учить, бросая друг другу мяч, а правила языка – рисуя их. Так процесс становится увлекательнее и идет быстрее.
– Со временем у детей вырабатывается самоконтроль. Если с маленькими еще необходимо посидеть, то старшие уже привыкли к такому ритму и сами знают, какие задания им нужно выполнить сегодня, что почитать и посмотреть завтра, – объясняет Анна.
Инициатива Анны пришлась по душе и другим семьям. Так появилась идея создать уникальную школу.
– Мы мечтали, что снимем небольшой домик и у нас все будет по-семейному, – рассказывает моя героиня. – Фантазировали, что зимой будем расчищать снег, топить печку и ходить в носочках. Окрыленные такой мыслью, мы вместе с моей подругой Ольгой пошли в бизнес-школу Ирины и Юрия Кармановичей. Уверенности в нужности своего дела у нас прибавлялось, а страх – уходил. Там же мы разработали свой первый бизнес-план. Сейчас понимаем, как наивно он выглядел. Но если бы в тот момент мы осознавали весь масштаб и сложность предстоящей работы, никогда бы не взялись за нее.
Школа стартовала буквально спустя полгода. Набралось 40 учеников с 1-го по 8-й класс. С ними занимались как сами родители, так и наставники. Причем учителя подбирались особенно тщательно. Например, за русский язык и литературу взялась писательница Мария Бершадская, а за белорусские дисциплины – режиссер, драматург и актер Василий Дранько-Майсюк.
– Так и жили: учились у себя, а экзамены сдавали в школе, – улыбается Анна. – Родители говорили нам: наконец-то мы видим счастливых детей, которые собираются на уроки с радостью, а во время каникул ждут начала занятий, потому что в школе круто.
В первую очередь – атмосфера. Инициаторам проекта удалось создать место, где дети чувствуют, что их ценят, а мнение учитывают во время принятия важных решений.
– Сейчас мы думаем, как в школу добавить проектность, – рассказывает моя собеседница. – Вот пример – семиклассник спрашивает у учителя биологии: «А что это за такая Красная книга, которая написана на мертвом дереве? О какой экологии мы говорим?» Ребята обсудили вопрос на уроке и решили, что на следующем занятии они пойдут собирать листья и попробуют сделать бумагу. Никто не знает, чем закончится этот эксперимент, но сейчас все им страшно увлечены.
Еще один проект, достойный упоминания, носит название «Крама». Анна рассказывает любопытную историю его создания:
– Как-то мы решили, что и детям, и взрослым нужно отказаться от всего сладкого. Долгое время мы терпели, а потом ребята сдались. Но не просто выступили против, а составили целую презентацию на тему, зачем организму нужен сахар. Более того, они предложили готовить полезные угощения дома и продавать их на переменках. Эффект был потрясающий: ребята не только пекли, но и постигали основы бизнеса. Им легко далось изучение процентов по математике. Моя дочка, мечтающая о собаке, подсчитала, на какую сумму ей нужно продать печенья, чтобы купить питомца.
В школе действуют и свои правила. Например, оценки здесь ставят не по десятибалльной шкале, а в процентах. При этом подчеркивается, что, допустим, 70% – это объем, который ученик смог охватить. Здесь нет родительских собраний – вместо них на разговор с директором и классным руководителем приглашается вся семья. А еще – ученики смело могут не пойти на занятие, но при условии, что самостоятельно разберутся в пропущенной теме. Как показывает практика, дети предпочитают оставаться в классах.
– Мы долгое время работали на энтузиазме как клуб по интересам, но сейчас хотим получить статус частной школы, – говорит Анна. – Для этого проходим курс «Прикладное бизнес-образование для социальных предпринимателей», организованный ОО «Здоровый выбор». Да, обучение в таком учреждении бесплатным не будет, но многодетным семьям, с приемными детьми, детьми с особенностями развития мы готовы предоставить бонусы. Считаю, что у белорусов должен быть выбор. Ведь, согласитесь, странно, что в магазине у нас огромный ассортимент одного товара от разных производителей, а когда дело касается обучения детей – альтернатив нет. Вот мы и хотим ее предложить.
Юлия КУЛИК