Нина Шулика, креативный продюсер детского телеканала ПЛЮСПЛЮС, о рецепте создания контента для детской аудитории, который обучает детей в развлекательной манере.
«Неее, крыса из «Белки и Стрелки» – слишком болтливая. Лучше – белка из «Ледникового периода». Она – просто такая… асоциальная»
Оценили уровень дискуссии? Это сегодня за завтраком я спросила своих детей, кто из смешных второстепенных персонажей мультиков нравится им больше.
Дети сами должны подсказать, какие истории они хотели бы смотреть. Мы можем сколько угодно пытаться угадать, чего хотят дети, но узнать правду можем лишь от них. И попробуй только не иметь ответа на вопрос типа: «Почему два раза тайный подвальчик девочке снился, а на третий – она оказалась в нем наяву? А ковер-самолет может летать на электрическом заряде?» Ну, или попроще: «Почему медведь разговаривает?». Не знаешь?! Опозорилась! А, если такие вопросы останутся без ответа при просмотре мультсериала, который мы два года будем готовить с коллегами, – его беспощадно не будут смотреть.
С тех пор, как я начала работать с детским контентом, многое в моей жизни изменилось. Главными авторитетами для меня стали люди от 3 до 10 лет. Раньше меня всерьез интересовали только собственные дети. Теперь же я маниакально преследую их одноклассников, детей своих знакомых, малышей, с которыми только что познакомилась в парке, для того, чтобы задать парочку вопросов из разряда: «Как бы тебе больше понравилось: если бы вместо девочки в мультике была козочка, ромбик или медуза?».
Год назад я бы представить себе не могла, что в рабочий день в моем маленьком кабинете громко тусуется трехлетняя малышка – дочка моего коллеги, а я не то, что не психую, я готова часами изображать паука, убитого ковбоя или привидение. И не только потому, что малышка – невероятно симпатичная девочка, а еще и по той причине, что в ответ она знакомит меня со своими любимыми жучками из анимированной игры и самозабвенно хохочет от того, как весело перебирает ножками сороконожка. А я – записываю в блокнотик.
Очень важно проверять не только логику истории и проявлений персонажей, но и все факты, которые мы преподносим как реальные. В наших развлекательно-образовательных проектах много информации об окружающем мире. Мы постоянно на связи с экологами по поводу того, как именно червячки в компостном ведре превращают недоеденное печенье в удобрение, с юристами – как именно можно реагировать, например, на нарушение личного пространства в школе.
А недавно я звонила знакомому математику – долго и сбивчиво объясняла, зачем я прошу его измерить расстояние от Земли до Марса в жвачках. Но самое сложное – это даже не проверить научные факты. Это – то, что, создавая контент для детей, мы так или иначе делимся с ними своими морально-этическим воззрениями. И тут нужно постоянно помнить, что в семье каждого из наших зрителей – свои традиции и философия, и мы не имеем права быть навязчивыми, как бы ни было трудно оставаться объективным.
Работа с психологом – обязательная составляющая при создании детского контента. Одна из наших главных задач – помочь зрителям максимально безопасно пережить сложные моменты. Проще говоря: когда наши герои попадают в те же затруднительные ситуации, что и зрители, мы можем в развлекательной форме показать им безопасные позитивные выходы. Для этого, мы с командой ПЛЮСПЛЮС считаем, что работать с психологом любому уважающему себя продакшену необходимо. Это позволит не травмировать детей и не нарушить их авторитеты, а родителям же даст дополнительную уверенность, что их ребенок смотрит то, что ему не только нравится, но еще и полезно.
С нами на канале ПЛЮСПЛЮС работает чудесный детский психолог Светлана Ройз. Трудно представить себе более конструктивного, знающего и креативного консультанта. От нее я узнала, например, о вопросах, которые волнуют младших школьников. И стала гораздо внимательнее к чувствам собственных детей. Оказывается, сердца симпатичных младшеклашек терзаются почти так же сильно, как сердца подростков. Но на это не так часто обращают внимание. Наверное, потому, что подростки чаще доставляют неприятности родителям, а 8-9 летние дети сидят и переживают сами с собой. А ведь это-первые годы, когда они вообще что-либо делают без родителей: ходят по улице, общаются с друзьями и чужими взрослыми…
Они часто не могут контролировать эмоции, начинают краснеть, выбирают одного «лучшего» друга и ревнуют его, авторитетность родителей снижается, а к кому податься за советом они не знают, страдают от одиночества, боятся оказаться «лузерами» и ненавидят, когда родители рассказывают о них другим.
Некоторые из наших разговоров со Светланой Ройз, конечно, со стороны звучат удивительно. Например, в начале сентября, в один из первых учебных дней, когда все вокруг обсуждали школы и учителей, мы сидели в кафе и громко рассуждали: «Учительница должна быть зеленым вертикальным прямоугольником лет сорока». Но все эти разговоры служат одной цели: преподнести детям контент в максимально понятной для них форме.
А вообще, конечно, – счастье во взрослом возрасте придумывать истории, представляя себя пяти- или восьмилеткой: многое в голове и на душе проясняется. Ведь в детстве никто не сомневается, что такое – хорошо, а что такое – плохо.