Марина Гончарук
кандидат педагогических наук,
соучредитель Детского клуба SKILLS

Что такое климат класса или климат школы? Нет-нет, ничего общего с пальмами, солнцем или снегом, речь идет о физическом и психологическом комфорте ребенка. В отличие от Украины, в Европе уделяют этим факторам особое внимание, потому что они прямо влияют на успеваемость ребенка в школе.

Если с тобой такое было, ты поймешь, что это мегаважно:

Плохое настроение после школы? Одноклассник обижает? Опять порвала колготы о школьный стул? Учительница не подбирает слов? В столовой не вкусный обед? В классе холодно?

Казалось бы, эти ситуации не имеют никакой связи с литературой, задачами и гербарием. Но это только на первый взгляд!

Определение «благоприятный образовательный климат» означает приятную атмосферу класса, уравновешенную психологическую среду учеников. Давайте разберемся, как климат в классе влияет на успеваемость ребенка.

Для начала задай своему ребенку такие вопросы:

Тебе нравится отделка класса?

А твоя парта?

В школьной библиотеке есть интересная для тебя литература?

Ученики поддерживают друг друга?

У вас есть правила класса? Все их придерживаются?

Чувствуешь, что учителя заботятся о тебе?

Чувствуешь себя защищенным в школе?

Учитель справедлив к вам?

Ты справляешься со школьными заданиями?

Если большинство ответов «да», то ребенку нравится в школе, и он хорошо учится. Действительно, хорошие условия в обучении приводят к более продуктивной работе учащихся и, как результат, к успехам в учебных процессах.

Какие факторы определяют благоприятность такого климата? В педагогических концепциях европейского образования вместо слова «фактор» используют термин «индикатор» – показатель, подтверждающий эффективность определенного механизма (метода), или же, наоборот, опровергает ее.

Рассмотрим факторы, влияющие на качество образовательного климата в школе, и их индикаторы

Физический комфорт. Ученики должны чувствовать себя уютно в своем классе, сидя за партой или играя на коврике.

Индикаторы физического комфорта: отделка школьных коридоров и классов нравится ученикам и учителям; школьная мебель подобрана с учетом возрастных и физиологических особенностей ребенка; школьная библиотека укомплектована достаточным количеством дидактических материалов; школа оборудована современными техническими и мультимедийными средствами, которыми пользуются ученики и учителя; учебные материалы вызывают познавательный интерес (ученик охотно участвует в образовательном процессе, пользуется предоставленными средствами обучения).

Психологическая экология. Этот термин употребляет немецкий профессор Гильберт Майер в своей книге «Благоприятный учебный климат» и называет данный показатель ключевым в формировании эффективной образовательной среды: учитель задает тон, ученики его поддерживают.

Индикаторы психологического комфорта:

учитель с уважением относится к ученикам, а ученики – друг к другу и к учителю; ни один ребенок не подвергается дискриминации (явной или скрытой) за низкие оценки, внешний вид и т.д.; ученики поддерживают друг друга во время обучения и помогают друг другу; отсутствует агрессивное поведение отдельных учащихся друг против друга; дети не ругают и не обижают друг друга; нет никаких привилегий или предубеждений в отношении некоторых учеников со стороны учителя; в классе есть несколько соперников (лидеров) в борьбе за власть между ученическими группами; ученики придерживаются согласованных правил в классе; смех и шутки приветствуются в детском коллективе.

Психологический покой и чувство защищенности значительно снижают уровень детской тревожности, что дает возможность каждому ученику раскрыть свои таланты, умения и скрытый потенциал значительно быстрее, а значит, ребенок продуктивнее реализуется в деятельности, учится сотрудничать, помогать одноклассникам, решать конфликты, работать на результат и совершенствовать свои компетенции.

Человечность и личность. Этот показатель переплетается с предыдущим, но олицетворяет факторы, которые зависят от личности и влияют на удовлетворенность учащихся и их результаты в обучении:

справедливость: несправедливые учителя особенно непопулярны среди учеников; забота: детям импонируют те учителя, которые помогают и заботятся об учениках, имеющих проблемы с обучением; чувство ответственности: взять на себя роль представителя класса или иметь честь представлять класс на школьных соревнованиях – это мощный мотиватор для ребенка и педагогический инструмент для учителя; гендерные различия: доказано, что мальчики более конкурентоспособны, чем девочки, и ищут ссоры вербально и физически, этот факт следует учитывать в работе со школьниками; юмор – хороший инструмент для учителей, чтобы справиться со стрессом и обеспечить здоровую атмосферу в классе; концепции самоуверенности и самоэффективности: сильная уверенность в себе повышает готовность к обучению и способность к освоению новых компетенций. Ученики с низким уровнем успеваемости, скорее всего, недооценивают свои способности, у них  низкую концепция самоэффективности. Задача учителя – усилить внутренний стержень личности каждого ученика и раскрыть его возможности в соответствии с индивидуальными особенностями; самооценка и чужие оценки: большинство учителей предполагают, что их отношения с учениками хорошие, однако мнение учеников нередко другое.

Исследование Кристи Бергин, профессора Университета Миссури, также показало, что ученики, которые имели предрасположение учителя, сдавали экзамены значительно лучше, чем те, кому не хватало такого отношения.

Взаимосвязи между физическим комфортом, психологической экологией и человеческим фактором способны сформировать благоприятный образовательный климат в младшей школе. Кроме того, они также общепринятые в трудовой жизни взрослых людей как социальных существ в целом.

 

 

Поширити у соц. мережах: