Детям часто достается за невнимательность: тут разлил, там пропустил, в задачу не вдумался. Между тем умение фокусироваться — важнейший навык для обучения и развития. Тем более сегодня, когда телефоны и огромное количество раздражающих стимулов мешают прислушиваться к томительному рассказу учительницы про элеватор. К счастью, родители могут помочь ребёнку натренировать мышцу внимания.
Как только человек рождается, на него обрушивается масса сенсорных раздражителей. Если бы мы стали откликаться на каждый из них и не учились отсекать лишнее, то, вероятно, человеческий прогресс остановился бы где-то в манеже под крутящимся мобилем. Со временем мы осваиваемся и довольно избирательно относимся к назойливой чепухе, которая лезет в глаза, предпочитая удерживать внимание на тех вещах, которые отвечают нашим целям.
В то же время полная погружённость в изучение мушиного крылышка могла бы сыграть с нами злую шутку, поэтому эволюция сформировала нас открытыми к новому опыту, к неожиданным и значительным событиям. Так, например, прилетевший прямо в вазу мячик легко выводит нас из транса. Это тонкий баланс, требующий сложных нейронных сетей, которые будут управлять нашим поведением.
У физиологов есть подходящая метафора на этот случай: внимание подобно путешественнику, который идёт сквозь лес, ему нужно всё время удерживать в голове маршрут, не сбиваться с пути и в то же время видеть нежелательное появление змей и как-то реагировать на них. У ребёнка же нейронные сети только формируется и внутренний путешественник не вполне определился, в какую ему сторону.
Однако сейчас заниматься вниманием детей важнее, чем когда-либо. Во-первых, сегодня мы, вооружившись новейшими исследованиями, знаем, что способности к концентрации вполне себе тренируются. Во-вторых, эти тренировки улучшают интеллектуальные способности и работу детского мозга в целом. Учёные даже смогли это доказать на группе дошкольников. В-третьих, нынешнее поколение оказалось в беспрецедентной ситуации: у их предков не было такого количества раздражителей в виде плоских экранов, шлемов виртуальной реальности и смартфонов с какой-то страшной диагональю.
Учителя, кстати, давно бьют тревогу. Интернет-опрос, проведённый ещё в 2012 году, показал, что почти 90% из них считают, что новые технологии помогают нам вырастить «легко отвлекающееся поколение с коротким периодом внимания». Бытует мнение, что ребёнок способен сосредоточиться на уроке на 15 минут, после чего неплохо бы сменить деятельность. Но некоторые учителя всерьёз полагают, что 15 минут — это уже немыслимая роскошь. Их подростки отвлекаются примерно раз в 28 секунд.
Что можно успеть за 28 секунд? Может, физик и успеет пробормотать правило буравчика, но вот словесник только начнёт декламировать первую лермонтовскую строку
Так и хочется обвинить во всем дурацкий телефон. Но виновато, конечно, не само устройство, а то, как его используют дети. Если то, что вылезает на экране, не затрагивает человека эмоционально в течение первых секунд, он легко пролистывает эту нудятину дальше: там много развлечений. Но развлечения-то и сконструированы таким образом, чтобы захватить внимание пользователя.
Нет, совсем отбирать телефон — всё равно что выключать электричество и предлагать посидеть при лучине: странно бороться с современным миром. Но мы можем многое сделать, чтобы помочь ребёнку осознавать, что с ним происходит, видеть, где он «залипает», где находятся его личные дыры внимания, ну и сделать процесс обучения более подходящим.
Если у человека проблема с восприятием информации, нужно оглядеться вокруг. Возможно, именно помещение виновато в том, что ребёнок никак не способен дослушать сказку. Психологи из Университета Карнеги — Меллона выяснили, что дети в ярких, обвешанных плакатами классах хуже усваивают содержание урока. Однако стоит снять весёлые картинки со стен, оставив над доской один лишь портрет Менделеева, — и у детей магическим образом возрастает способность сохранять концентрацию. Это, кстати, объясняет, почему ваш Колька не услышал лекцию об этикете: читать её на фоне работающего телевизора — гиблое дело.
Если ребёнок выпадает во время объяснений, вспомните про сенсорную интеграцию. Детям нужно много разных, в том числе и тактильных стимулов, чтобы настроить мозг. Позволить во время занятия мять в ладошке жвачку для рук может им очень помочь вас услышать.
Некоторым бывает трудно держать в фокусе информацию, поскольку все усилия уходят на то, чтобы сохранить неподвижное положение и сидеть в не самой удобной позе. Если у такого ребёнка появится возможность зарыться в подушки, придавить себя рюкзаком или прилечь, его внимание к вашим словам будет выше. Хороший способ — делать перерывы на зарядку. Исследования показали, что 15 минут упражнений в классе серьёзно улучшают результаты когнитивных тестов, проведённых в тот же день.
Было бы неправильно обращать внимание только на внешние поглотители внимания, тихонько ругать их и ничего не делать с собственной манерой вести разговор. Сегодня у нас есть сто тысяч способов стать интересными самим. Классные педагогические технологии, игры, сторителлинг — всё это может работать на детей. Зря многие недооценивают силу живой направленной на ребёнка речи, особенно если она содержит любопытный вопрос.
Эксперименты, посвящённые способности учеников фокусироваться, не могли не обнаружить связи между вниманием и активным обучением. Суть такая: если вы показываете картинки, всё время задаете вопросы и даже ожидаете ответов, как бы непринуждённо беседуя, то потери внимания будут меньше, чем во время стандартной лекции.
Родителям это тоже полезно иметь в виду. Когда мы заходим на второй круг с речью о пользе ученья, есть большая вероятность, что всё это летит мимо цели. Гораздо эффективнее было бы поговорить с ребёнком о его целях и интересах или о том, что ему мешает или помогает учиться.
То, что на Западе давно стало мейнстримом, а у нас до сих пор звучит диковато, — школьные практики внимательности. Есть сотни научных доказательств, что незатейливые упражнения, которые помогают детям ощутить своё дыхание и положение в пространстве, визуализировать определенный образ, влияют на них удивительным образом. Например, повышают способности к концентрации и саморегуляции, снижают проблемное поведение и тревожность и даже делают детей счастливее.
Кажется, что дома ввести привычку прислушиваться к своим ощущениям и расслабляться ещё легче, чем в классе с 25 людьми, которые произвольно дрыгают ногами.
Бывает, что взрослый не может добиться понимания, потому что обращается не к тому каналу восприятия ребёнка. Он, например, аудиал, а вы ждёте, что он погрузится в мир причудливых тонов зеленоватой пастели. Уча человека концентрироваться на предмете, подключайте визуальные, аудиальные и, может даже, кинетические стимулы.
Игра жизненно важна для развития человека, даже если папе кажется, что дошкольная арифметика полезнее. Исследователи, которые занимаются изучением игры, с каждым годом находят всё больше доказательств её благотворного влияния на мозг. С сугубо практической точки зрения — ненаигравшиеся дети пытаются играть во время учёбы или вести беседу сразу за трёх пупсов, пока вы рассказываете об устройстве Вселенной. А это неудобно.
Свежее американское исследование предлагает нам вариант, о котором знала ещё ваша бабушка, — чтение книжки. Регулярное чтение вслух помогает дошкольникам с эмоциональной регуляцией, навыками самоконтроля и внимания. Успокаивающий эффект был обнаружен при исследовании дошкольников, но, вероятно, он работает для всех — даже для тревожных родителей.