Зимние каникулы позади, началось второе полугодие. С одной стороны, кажется, что можно немного расслабиться. С другой — ребёнок успел устать, мотивации меньше, а на горизонте уже маячат итоговые контрольные, экзамены и решения, которые неизбежно придётся принимать. Эксперты рассказывают, на что обратить внимание, чтобы второе полугодие в школе получилось спокойным и продуктивным.
Справляться с большими учебными объёмами поможет стройная система. Чем более расплывчато сформулирована цель («сделать гору домашки»), тем страшнее за неё взяться. Такая задача кажется слишком большой, почти нерешаемой: ребёнку непонятно, как к ней вообще приступить. Помогите разбить глобальную учебную задачу на несколько последовательных целей.
С учеником начальной школы можно разобрать, какие задания самые срочные. Что нужно сдать уже завтра, а что может подождать? Небольшое стихотворение можно выучить и накануне, а готовить доклад по окружающему миру лучше заранее.
У учеников основной и старшей школы добавятся занятия по подготовке к экзаменам и промежуточные срезы контроля знаний. Не стоит ставить глобальную цель сразу на конец учебного года — поставьте задачу сначала на неделю: например, написать на «четыре» или «пять» самостоятельную работу по алгебре. Дальше — на месяц. Помогите подростку сформулировать несколько последовательных целей, у каждой из которых будет чёткий срок. Не «подготовиться к экзамену по русскому к концу мая», а «к концу февраля повторить школьную программу по синтаксису, к концу марта — по пунктуации».
Даже младших школьников в конце года ждут итоговые контрольные. Но напоминать об этом ребёнку при каждом удобном случае и провоцировать дополнительный стресс — не лучшая идея. Чтобы потом не вспоминать экстренно всё, что ребёнок успел выучить за первое полугодие, составьте план повторения и регулярно уделяйте время изученным темам.
Если ребёнок уже в основной или старшей школе, и в конце года ему предстоят экзамены, пора выбрать предметы, на которых сконцентрироваться. Действительно ли ребёнку нравятся эти направления, или скорее так хотят родители? Спросите подростка, что ему интересно: вдруг окажется, что вместо химии, на которой настаивают мама и папа, ему нравится разбираться в иностранных языках?
Спорт помогает снизить напряжение и дать передышку от умственной деятельности. Не обязательно записывать ребёнка в секцию и сразу ставить высокую планку: у него и так достаточно ответственности. Многим спорт нужен скорее как альтернативный способ отдыха, а не как ещё один пункт в списке целей. Полезной будет любая активность: можно вместе встать на коньки или сходить попрыгать на батуте.
Если ребенок сильно устаёт в школе, стоит сократить объём дополнительных занятий, даже если они не связаны с учёбой. Смена деятельности помогает переключить внимание, но всё-таки не может считаться полноценным отдыхом. Всем нам нужно время, чтобы просто побездельничать. Дети по-разному переносят школьную нагрузку — нет смысла сравнивать ребёнка с одноклассниками, которые после уроков успевают и на теннис, и на программирование. Может быть, есть смысл отложить некоторые курсы до лета?
Постарайтесь наладить поехавший после праздников режим: лучше ложиться спать в одно и то же время и отвести для каждого дела — учёбы, домашнего задания, прогулки — своё время. Так будет проще вернуться в учебный ритм.
Не подгоняйте ребенка с учёбой, не ругайте за плохие оценки — это не поможет. Помогите разобраться, почему так вышло: может быть, ребёнку было сложно разобраться с темой, он плохо себя чувствовал или возникло недопонимание с учительницей. Психологи считают, что мотивация для прогресса должна быть продуктивной. Когда вы ругаете ребёнка, он в стрессе, а в стрессе мы не способны эффективно усваивать новую информацию.
Дайте ребёнку понять, что плохая оценка — повод для улучшения результата, а не глобальная катастрофа, и почувствовать, что вы гордитесь им и любите вовсе не из-за оценок.