"Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?". Этот вопрос мы начинаем слышать примерно с 5 лет. Зачем такой вопрос задавать маленькому ребенку — это тема отдельного разговора, а сейчас мы поговорим о людях, которые не смогут ответить на этот вопрос и в сознательном возрасте. Их можно назвать "мультипотенциалами". Это те, которые в течение жизни интересуются разными направлениями и меняют рабочие места, причем перемещаясь из одной области деятельности в другую.
В юности "мультипотенциалы" могут увлекаться языками, точными науками, искусством, играть на музыкальных инструментах и активно заниматься спортом. Именно такой была в школе Эмили Уапник, коуч по карьере, которая поделилась своей историей.
Она рассказала, что став чуть старше, начала замечать закономерность: у нее возникал интерес к какому-то занятию, она отдавалась этому целиком, а, когда начинало получаться хорошо — интерес пропадал и ей становилось скучно. Эмили пыталась еще какое-то время заниматься делом, поскольку в него были вложены время, силы, а, иногда и деньги. Но в конце концов чувство скуки, ощущение, что тут уже все понятно, не интересно, не на чем испытать себя, побеждало и она бросала занятие. Потом возникал интерес к чему-то еще, совершенно отличному от предыдущего, потом еще и еще… Но каждый раз в какой-то момент интерес исчезал и становилось скучно.
Этот повторяющийся сценарий очень беспокоил девушку по двум причинам. Первая — в таких обстоятельствах нельзя сделать карьеру. Она думала, что в конце концов ей придется выбрать что-то одно и отказаться от всех других увлечений — просто смириться со скукой. Вторая причина была более личной — она боялась, что с ней что-то не так. Эмили думала, что возможно, она боится брать на себя ответственность, или ей не хватает целеустремленности, а, возможно, болезненный страх перед успехом делает ее саботажницей.
Если вам знакомо то, что чувствовала Эмили, задайте себе вопрос: "Почему вы считаете, что заниматься многими вещами плохо и не нормально?". Ответ прост — из доминирующей культуры. Когда нам в пять лет задают вопрос, кем мы хотим быть, когда вырастем, ответ никого не интересует. Считается, что это безобидный вопрос, который задают малышам, ожидая милый ответ вроде: "Хочу быть космонавтом", или "Хочу быть балериной", или "Хочу быть пиратом"...
Но, по мере того как мы взрослеем, этот вопрос нам задают снова и снова в разных формах — например, у старшеклассника спрашивают, какую специальность он выберет в колледже. И в какой-то момент вопрос: "Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?" — превращается из милого и безобидного в нечто, что лишает нас сна. Почему?
Навевая детям мысли о том, кем они могут быть, этот вопрос не позволяет им думать обо всех возможных вариантах. Представьте, если ребенок, отвечая взрослому, назовет 4-5 вариантов. Что ответит взрослый? Скорее всего: "Какая прелесть! Но ты не можешь быть и скрипичным мастером, и психологом. Придется выбрать что-то одно".
Детям не рассказывают о таких людях, как доктор Боб Чайлдз (скрипичный мастер и психотерапевт) или об Эми Нг (редактор журнала, иллюстратор, предприниматель, учитель и творческий директор). Все, что они слышат, это то, что им придется выбирать. Представление о жестко сфокусированной жизни романтизируется в нашей культуре. Это идея предназначения, или истинного призвания; представление о том, что у каждого есть одно единственное, чем он должен заниматься в земной жизни; и каждому необходимо понять, что это, и посвятить этому жизнь.
Но что делать, если вы лично устроены по-другому? Что, если существует множество предметов, которые вас интересуют, и множество вещей, которые вы хотите сделать? В существующем сценарии для такого, как вы, нет места. Поэтому вы можете почувствовать себя одиноким, ненужным. Вам может показаться, что с вами что-то не так. У вас все в порядке! Просто вы — мультипотенциал.
Окружение подталкивает вас к тому, чтобы вы смотрели на свою многогранность как на недостаток или несчастье. Но у вас есть три огромных преимущества:
1. Синтез идей. Привлекая знания из двух и более областей, вы можете на стыке создать что-то новое. Пользуясь знанием картографии, визуализации данных, математики, дизайна и интересом к путешествиям, Ша Хванг и Рейчел Бинкс основали Meshu. Meshu делает украшения с географической тематикой по индивидуальному заказу. Ша и Рейчел пришла в голову такая уникальная идея не вопреки, а благодаря тому, что они совмещают много разных навыков и знаний. Свежие идеи возникают на стыках, на пересечениях. Именно там рождается новое. Мультипотенциалы с их обширными знаниями имеют доступ ко множеству таких точек пересечения.
2. Умение быстро учиться. Когда у вас возникает интерес к чему-то, вы беретесь за это всерьез. Вы впитываете все, как губка. Кроме того, вам не привыкать быть "начинающим" — вы столько раз в жизни начинали. А это означает, что вы меньше боитесь пробовать, ошибаться, покидать зону комфорта. Еще один плюс: многие навыки применимы в различных областях; все, чему вы уже научились, вы берете с собой в новую сферу, так что вам редко приходится начинать с нуля.
Нора Данн, профессиональный путешественник и писатель по совместительству, серьезно занималась фортепиано в детстве, что невероятно развило ее мышечную память. Она печатает быстрее всех своих знакомых.
До того, как начать писать, Нора занималась финансовым планированием. Ей пришлось изучать техники продаж, когда она только начинала карьеру, теперь это помогает убедительно составлять коммерческое предложение редактору. Заниматься чем-то, к чему вас тянет, редко бывает бесполезно, даже если в итоге вы это бросаете. Вполне возможно, вы сможете применить эти знания в другой сфере, причем так, что раньше и представить себе этого не могли.
3. Способность к адаптации, то есть способность перевоплощаться в кого угодно и что угодно по ситуации. Эйб Кахудо бывает то видеорежиссером, то веб-дизайнером, то бизнес-консультантом, то учителем, а иногда даже Джеймсом Бондом. Его ценят, потому что он хорошо работает. Его ценят еще больше, потому что он может выступать в разных ролях, в соответствии с потребностями клиента. Журнал Fast Company дал определение адаптируемости как самой главной способности среди всех, которые необходимы для достижения успеха в XXI веке. Мир экономики меняется так быстро и непредсказуемо, что только тем личностям и организациям, которые способны на резкую смену курса ради сохранения конкурентоспособности, удастся добиться процветания.
Синтез идей, способность быстро учиться и адаптируемость — вот три вещи, которые удаются мультипотенциалам так хорошо и которые они могут утратить, если принуждать их сфокусироваться. Как общество, мы кровно заинтересованы в том, чтобы мультипотенциалы оставались самими собой. Уже сейчас в мире множество сложных многоплановых проблем, и решать их под силу только людям творческим, мыслящим нестандартно.
Теперь предположим, что вы в душе специалист. Уже в колыбели вам было ясно, что вы хотите быть детским нейрохирургом. Не волнуйтесь, с вами тоже все в порядке. Кстати, некоторые из самых успешных команд представляют собой союз специалиста и мультипотенциала. Специалист способен "копать" глубоко и воплощать идеи в жизнь, в то время как мультипотенциал дает проекту широту, масштаб. Это прекрасное содружество. Но все мы должны планировать свою жизнь и карьеру в соответствии с тем, как мы устроены. Грустно, что общество подталкивает мультипотенциалов к тому, чтобы они больше походили на специалистов.
Уважайте свои природные наклонности. Если вы чувствуете в душе тягу к одной конкретной профессии — развивайтесь в ней, реализуйте себя максимально. Но если ваши интересы меняются, когда вы достигаете определенной точки в какой-либо деятельности — следуйте за своей любознательностью, исследуйте стыки и перекрестки, принимайте свою природу, которая ведет вас к более счастливой, подлинной жизни.