Зачастую, учащиеся не знакомы со стратегиями обучения, и при подготовке к экзаменам просто перечитывают конспекты или пересматривают образовательные видео. В итоге получают неудовлетворительные оценки и искренне спрашивают: «Но почему, я же учил(-а)»?
Эти простые инструменты помогут преподавателям справиться с иллюзией знания – ситуацией, когда ученики не подходят к обучению осознанно, не способны оценить, что они знают, а что нет.
Важный момент – предложенные техники лучше всего работают при формативном оценивании, когда преподаватели дают обратную связь и не ставят оценки.
Малый риск поощряет учеников использовать техники в качестве стратегии обучения, а не инструмента оценивания, что снижает уровень стресса и страха перед экзаменами.
Обычное конспектирование помогает ученикам организовать информацию и зафиксировать интересующие их темы. Но не все ученики хорошо конспектируют, некоторые записывают лекцию дословно, а кому-то сложно выбрать основную информацию.
Пост-конспектирование позволяет ученикам записать только то, что ОНИ запомнили, а не то, что ВЫ знаете.
Порядок действий простой:
Учитель ведет урок как обычно, ученики слушают, участвуют в обсуждении, но ничего не записывают. Преподаватель ставит урок на паузу. Слушатели записывают важные темы и концепты, к которым могут вернуться дома. Можно организовать короткую дискуссию, учащиеся могут обменяться заметками в парах, либо получить обратную связь от учителя. Учитель продолжает урок.Вы раздаете карточки ученикам, и они самостоятельно придумывают вопросы по пройденным темам. Затем вы делите учеников на мини группы, они по очереди выбирают карточки, зачитывают вопросы, а остальные участники команды записывают ответ на стикерах или в тетради.
Это является отличной моделью для самостоятельной подготовки. Во время работы с обычными карточками, и даже онлайн флэш-картами, ученики торопятся перевернуть карточку, думают, что знают ответ, но в действительности не проверяют себя. Когда они записывают ответ, они видят реальную ситуацию и могут провериться себя точнее.
Эту технику можно адаптировать, например, проводить фронтальные опросы всего класса по карточкам, либо организовать быстрые мини-тесты в начале урока.
Эффективный и простой прием, который активизирует процессы запоминания и повышает уверенность учеников в знаниях.
Учитель ставит таймер, раздает листы или стикеры и просит учеников записать всё, что они помнят по пройденной теме.Таким образом, ученики получают долю ответственности за прогресс и проверяют себя. Хорошая идея – поощрять предоставление обратной связи друг другу, ученики могут пройтись по классу, посмотреть на работы других учеников, обсудить, что именно записали большинство учеников, есть ли неточности в их записях. Можно обсудить, какие стратегии помогли им запомнить материал.
Учащиеся могут сами придумать названия техник, например, не «омут памяти», а «распаковка знаний» или «поток сознания».
При этом, учитель не ставит оценки за этот формат теста, основная цель – повысить осознанность учеников о том, что они знают и что не знают.
Можно игрофицировать технику, добавляя ученикам по 10 виртуальных рублей за каждый термин в графе «Банк» и 5 рублей за каждый термин в графе «Мафия». Учитель затем показывает правильные ответы на проекторе, чтобы ученики могли проверить себя.
Создание креативных конспектов, когда ученики используют doodles, забавные иконки, разные шрифты и типы оформления активизирует работу мозга и способствует эффективному запоминанию.
На YouTube есть подробное руководство по созданию визуальных заметок, также вы можете прочитать книгу Майка Роуди «Визуальные заметки».
В качестве формативного оценивания, креативный конспект раздела, или нескольких тем в конце четверти позволит учителю увидеть общую картину, а ученику – еще раз вернуться к пройденным темам и повторить их, что отложит информацию в долговременной памяти.
Aвтор материала: Мырзабекова Аяш - Преподаватель английского языка в Бiлiм Инновация Лицее для одаренных детей. Учитель-блогер, исследователь трендов. Пишет в инстаграм-канал Proactive.teacher о современных техниках и методиках преподавания, делится книжными отзывами. Фанат личной эффективности.