Линда Стэйд, педагог, исследователь в колледже Санта-Мария в Западной Австралии, считает, что даже самые славные дети проходят стадии развития характера, когда им сложно сопереживать кому-то и быть добрыми. Почему? Как это понять и все же достучаться до юных сердец?
Существуют эмпатия аффективная и эмпатия когнитивная. Аффективная — это та спонтанная, которую мы ждем от детей, сопереживание, которое идет от сердца. Ее человек имеет от рождения: мы улыбаемся в ответ на улыбку, мы расстраиваемся, если кто-то плачет. Аффективная эмпатия присутствует в людях в разной степени, но есть она у всех. Как внутренний свет. К сожалению, иногда мы сознательно эту эмпатию выключаем. Почему дети и подростки отключают аффективную эмпатию?
их эмоциональный интеллект еще не вполне развит эмпатия делает человека уязвимым, а они боятся этого эмпатия может противоречить чувству принадлежности к группе, а это для них часто важнееПсихолог Джейн Карминьяни говорит: «Буллинг и проблемная дружба коренятся в деперсонализации: дети оправдывают свои действия или игнорируют чувства других детей. Обижать других дает кратковременное удовлетворение: повышение статуса в группе сверстников, чувство принадлежности, репутация и так далее. Они не в состоянии взвесить последствия своих действий. Если у ребенка трудный период в жизни, он будет абстрагироваться от личности обижаемого им человека еще больше. Фокус внимания ребенка — на нем самом и собственных нуждах. Поэтому нам нужно задействовать когнитивную эмпатию.
Когнитивная эмпатия — это когда мы решаем представить себя на чьем-то месте, когда мы осознанно смотрим на реакцию другого человека. Это попытка почувствовать то, что чувствует другой человек, чтобы понять его и лучше взаимодействовать с ним. Это как сделать наш внутренний свет ярче. И такой эмпатии мы можем учить детей.
Прежде, чем требовать чего-то от ребенка, присмотритесь к себе: эмпатичны ли вы? Могли бы вы быть эмпатичнее?
Карминьяни говорит: «Формирование чувствительности — это начало формирования эмоционального интеллекта в наших детях. Чувствительность — это нечто более честное и настоящее, чем то, что они видят по телевизору или в соцсетях. Они должны видеть ее в значимых взрослых и в своей жизни».
Развивайте в себе и детях способность активно слушать слова и считывать язык тела, давать feedback и проверять, правильно ли понято то, что говорит и чувствует собеседник.
Цифровое взаимодействие отдаляет детей от них самих. От собственных чувств и мыслей. Больше живого взаимодействия!
Учить эмпатии надо с самого раннего возраста, но никогда не прекращать работать над этой способностью. Начинайте с эмпатии в адрес братьев и сестер, животных, маленьких детей. «Как себя чувствует котик, когда ты его тянешь за хвост?» Позже подключайте друзей и персонажей мультиков. Постепенно приучайте детей думать о людях любого возраста, находящихся в ситуациях, совсем непохожих на ситуацию вашего ребенка.
Читайте не только маленьким детям. Старшим детям тоже полезно читать, чтобы иметь возможность обсудить прочитанное. Отдавайте предпочтение художественной литературе для детей, именно она не просто развлекает, а и учит детей понимать чужую точку зрения.
Не заботьтесь о 5-звездочном комфорте. Среди путешественников вы не найдете много лицемеров и буллеров. Путешествуя, люди начинают понимать, что мир намного больше их самих. Люди узнают о том, как живут другие и почему ценны эти другие.
Волонтерство — очень ценный инструмент. Если ребенок видит, как живут люди с инвалидностью, как люди борются с болезнями, как живут бедные люди, это помогает ему развить эмпатию. Кроме того, помогать приятно.
Важно понять, что эмпатия борется с желанием соответствовать, со страхом не оказаться достаточно хорошим, со многими другими мотивами. Но развивать ее — правильно и хорошо, хоть и нелегко. Эмпатия может стать светом там, где в людском взаимодействии царит темнота. Включим же ее на полную!
Читай також: Тезисы с лекции психолога Катерины Мурашовой о том, как принять ребенка, если он не оправдывает ожиданий