Osvitanova.com.ua

Психолог Екатерина Мурашова в рамках пректа MamaPapaForum провела онлайн-лекцию о том, как принять своего ребенка, если он не соответствует возложенным на него надеждам и разочаровывает родителей. Я записала для вас основные тезисы и инсайты. 

Начала свой рассказ Катерина с двух историй. Первая о маме, которая, родив девочку, надеялась, что дочка станет компаньонкой по покорению горных вершин. Но девочке было не до байдарок. Оказалось, что она любит спокойные игры, не переносит укусы комаров и боится высоты. Мама понимает, что проблема не в ребенке, а в ней самой, и страдает от того, что дочка ее разочаровывает.

Во второй ситуации у мамы, любящей читать книги, родился шумный и гиперактивный сын, которому было совсем не до маминых тихих чаепитий и пирогов. Спокойная мама выбивалась из сил, бегая за неугомонным сыном и страдая от замечаний о плохом поведении от воспитателей, учителей и тренеров. Невропатолог, разумеется, сообщил, что с мальчиком все окей, просто он такой по своей природе. У мамы от этого всего невроз и она ждет ответа от психолога, что ей делать.

И с мамами, и с детьми в этих историях все в порядке, ни мамы, ни дети ни в чем не виноваты, но в таких ситуациях родителям важно понять, что есть две группы факторов:

то, с чем ребенок пришел в мир, и на что родители могут лишь ограниченно повлиять, 

и то, на что родители могут повлиять. 

И чтобы отличить одно от другого, мы разберемся с обеими группами факторов. А что этим мамам порекомендовала психолог, читайте в конце публикации.

С чем ребенок пришел в мир и что родители не могут изменить в ребенке

1. Темперамент 

Выделяются три типа темперамента:
- флегматик (процессы торможения преобладают над процессами возбуждения),

- холерик (процессы возбуждения преобладают над процессами торможения) 

- сангвиник (процессы торможения и возбуждения уравновешены),

- меланхолик (слабо выражены как процессы торможения, так и возбуждения, условно можно выделить в 4-й тип темперамента, встречается очень редко, как правило, у меланхоликов есть неврологические проблемы, которые корригируются у невролога).

Как вы понимаете, ярко выраженного флегматика в холерика не переделать, и наоборот тоже. Можно только надеятся, что холеричность с возрастом уменьшится. Уже к 8-10-му классу, как правило, происходит стабилизация. У флегматиков можно определить сильные стороны и опираться на них. Они, к примеру, склонны к аналитике и систематизации, усидчивы. 

И в этой связи Катерина рассказала слушателям третью историю. Ребенок-флегматик, второклассник, жаловался на учительницу, типичного холерика, якобы она все врет, и отказывался ходить в школу. Разговор с учительницей не пролил свет на ситуацию, открытых конфликтов не было. 

А дело было в том, что когда он что-то не понимал, то учительница бурно возмущалась его непонятливостью, а после дополнительных объяснений объявляла гением, и это в течение одного урока. Ребенок имел дело с эмоциональной лабильностью учительницы, которая ему была недоступна. Раз он так, как она, не может чувствовать, значит, она где-то врет и ему с этим тягостно. И потому из-за нее отказывался идти в школу. 

Катерина тогда рассказала ребенку о разнице темпераментов. На 4-ом году жизни уже можно и нужно объяснять такие вещи детям, чтобы они понимали, что есть разные люди и что они не плохие, а такие какие есть. Карикатуры Х. Бидструпа вам в помощь.

2. Сила нервной системы.

Люди по-разному держат удар. В детстве сила нервной системы такая, какая есть, основная защита у ребенка – его родители, потом она компенсируется образованием и выстраиванием защитных редутов.  

3. Тип реакции на фрустрацию 

Здесь Катерина отметила, что тип реакции на фрустрацию одни эксперты считают врожденным качеством, а другие приобретенным в раннем детстве. Но уже в песочнице можно увидеть, у кого из детей, какой ведущий тип реакции на фрустрацию.

У каждого ребенка (и взрослого тоже) есть два ведущих типа и один дополнительный. Катерина описала типы, взяв за модель преодоление человеком стены, которая стоит на пути к желаемой цели: 

поискать обходной путь,

прошибить стену/проломить головой,

включить креатив – смастерить, например, лестницу,

отказаться от достижений, мол, не очень то туда и хотелось,

позвать на помощь.

В песочнице вы увидите детей, которые при любой трудности бегут за помощью к маме (тип 5), и таких, которые не обратят внимание на то, что у них увели их игрушку (тип 4), и таких, которые попробуют договориться, если им нужна конфискованная у них лопатка (тип 3 и 1), и таких, которые сразу заявляют, кому принадлежит лопатка, и бросаются в бой (тип 2).

Поменять у ребенка один ведущий тип реакции на фрустрацию на другой, вам не удастся. Изменить ведущие типы мы не можем, а вот расширить диапазон используемых стратегий реально. Если вам не нравится, что ваш ребенок при малейшей трудности складывает лапки (тип 4), можно попытаться расширить диапазон на 1-2 типа. Сделать это можно на примерах из своей жизни или через обсуждение стратегий любимых героев из фильмов и мультфильмов. Увидев новую стратегию в действии, обязательно дайте позитивный фидбек ребенку.

Так один и тот же взрослый человек может в одних случаях прошибать стену, в других включать креатив, и если первое и второе не сработало, он не обратится за помощью, а пойдет и напьется. 

Но расширяя диапазон будьте внимательны, предупредила Катерина и рассказала еще одну чудную историю о 9-летнем мальчике, которого к ней на прием привел папа с жалобой на то, что мать и бабушка сделали из него тряпку и он не решает вопросы напролом (папин тип реакции на фрустрацию). А мальчик по своей природе предпочитает тип 1 и тип 2, как и мама, и только потому они с папой уживаются и хороводят им. Когда Катерина спросила мальчика, не пробовал ли он «дать в морду» (как того требует папа) в качестве эксперимента хотя бы, тот ответил, что не может, потому что она (морда) глазами смотрит. 

4. Интеллект (в узком понимании)

Решение определенных типов задач будут даваться либо легко, либо плохо. И здесь, как и в вопросе с типом реакции на фрустрацию, у родителей есть некоторая степень свободы влиять на этот фактор.

5. Эмоциональный интеллект или эмпатичность

Речь идет о способности читать чувства людей и свои собственные. Один ребенок чувствует, что мама устала и ей нужна помощь, а другой ни по каким внешним признакам не поймет, что маме «хуже всех».

6. Специальные детские одаренности

Их нужно отличать от общей одаренности. Специальная детская одаренность – это когда 5-летний ребенок встает по ночам к фортепиано, или когда рисует с несвойственной детям его возраста интеллектуальной глубиной, или когда юный натуралист денно и нощно изучает мир живой природы. Специальную детскую одаренность не заметить невозможно. 

Свобода в биологической норме реакции

Подорожник вырастает большим или маленьким в зависимости от того, насколько благоприятны условия для его роста. Но сколько бы влажности и солнечного света ни получал подорожник, кустом не станет. Под разницей в высоте между маленьким и большим подорожником следует понимать норму реакции. И если на темперамент никак не повлиять, то вот на тип реакции на фрустрацию, интеллект и эмпатичность, одаренности есть норма реакции, всегда можно чуть улучшить, изменить ситуацию, но не кардинально. 

Это значит, что если ребенок совсем не эмпат, чуть-чуть развить эмпатичность можно, но настоящим эмпатом он никогда не станет. Если не рожден с математическими способностями, то математический лицей и репетиторы не сделают из него перельмана. То есть при наличии хороших учителей и методик можно выбрать норму реакции – стать вот тем красивым высоким подорожником (справляться с программой средней школы), но никак не деревом.


 

На что родители могут влиять 

1. Как ребенок делает уроки

По этому пункту родитель может принять любое решение. Например, не делать уроки с ребенком, потому что с ним никто не делал. И тогда ребенок в течение всего школьного периода будет делать их сам. Катерина утверждает, что это возможно, хоть в это и сложно поверить. Но если у вашего ребенка средние способности, а вы приняли решение с ним учиться, то вы оформляете его в гимназию, нанимаете репетиторов и учитесь вместе с ним, терпите истерики, страдаете от невроза, но учитесь вместе с ним – потому что вы выбрали такой тип участия в образовании вашего ребенка. Это вопрос ответственности. Уроки ребенок будет делать так, как вы решите. Не забудьте сообщить ребенку о своем решении.

2. Будет ли выполнять ребенок то, что вы ему говорите сделать.

Только мама решает, будет ребенок исполнять то, что вы ему говорите. Этот постулат Катерина тоже проиллюстрировала историей. К ней обратилась мать двоих сыновей с жалобой на то, что дети не выполняют ее просьб. Рекомендация психолога была простой – решите, что вы хотите, чтобы они делали, и они будут делать. Женщина ушла разочарованная. 

Через время пришла и сообщила, что у нее ничего не вышло. Она составила список дел для младшего и старшего. Старший кроме прочего должен был мыть посуду, а младший выносить мусор. Они выполняли эти задачи 2-3 дня, потом забросили. Женщина, естественно, стала заниматься посудой, а муж выносить мусор. И это было ошибкой. После консультации мама сообщила детям, что ужинать они будут только при наличии чистой посуды. Старший сдался через 3 дня, с того момента посуда всегда была чистой. Когда младший не выносил мусор, родители ставили его в комнату к младшему, давая понять, что мусор будет покидать квартиру только благодаря ему. Через неделю сдался и младший, стал регулярно выносить мусор. 

Мораль – будет все так, как вы хотите, если вы решите как. 

 

Такая стратегия работает для детей постарше. А для родителей дошкольников и младших школьников, которые в основном жалуются на то, что дети их не слышат, Катерина, разумеется, привела еще один пример. 

В кабинете у Катерины малыши приходя с мамой на консультацию начинают хватать все, что видят, а игрушек там, как вы понимаете, больше чем достаточно. 9 из 10 мам одновременно жалуются на какие-то свои проблемы и одергивают ребенка, чтобы тот складывал игрушки, прежде чем хвататься за новые. Ребенок продолжает, мама жалуется, что ребенок ее не слышит. Ну и ничего удивительного, считает Катерина, ребенок и не должен реагировать, потому что он знает, что за словами не последует никаких действий. А вот если бы мама сказала, извините, у меня воспитательный момент, подошла бы к ребенку и сказала, что пока ты не поскладываешь игрушки, ты не возьмешь ни одной больше. А еще лучше на входе спросить у доктора, кто отвечает за игрушки. Такой прокачанной маме Катерина бы сказала, что все игрушки можно трогать, если возьмет что-то не то, то она остановит. 

Вот так и мы, как родители, должны определить зону ответственности каждого члена семьи согласно принятому решению. Мама, допустим, следит за тем, чтобы чистая форма на физкультуру была на полочке в шкафу, а ребенок следит за тем, чтобы взять ее с собой, когда нужно. Ребенок должен быть осведомлен о своей зоне ответственности, и мама ни в коем случае не должна ее перенимать на себя. Ваши слова должны в действии означать ровно то, что вы сказали

3. Реализует ли ребенок социальные навыки

Если вы решили, что ваш ребенок что-то должен делать, то вам нужно создать ситуацию, когда по-другому невозможно. Допустим, ребенок не здоровается с воспитательницей. Не увидев ожидаемую реакцию маме ребенка следует дать тому обратную связь – сказать, что она расстроена, что ей стыдно перед воспитательницей, что уверена в том, что он мог, и что настроение у нее теперь ниже плинтуса.

Если же ребенок сделал первые разы то, чего не делал, нужно похвалить и продемонстрировать свою радость. То есть дать четкую обратную связь. Это очень важно, потому что мир зачастую дает неоднозначную обратную связь. Хорошо если значимые люди так же дадут обратную связь. Та же воспитательница скажет, к примеру, что ей было бы приятно услышать приветствие от ребенка, и что ей грустно, когда она это приветствие не слышит, а она тут работает и старается, чтобы деткам в садике было хорошо. 

Очень важный момент – фразы “Ну что ж ты так? Я ж говорила сколько раз! Ну как с тобой разговаривать! – это не обратная связь. И не ждите на них реакции от ребенка.

Пришла как-то к Катерине женщина, которой не нравилось, что сын к ней обращается «Эй, мама». Но на просьбы так не делать, сын не реагировал. По рекомендации психолога она перестала реагировать на не нравящееся обращение, а на «Мамочка, дорогая» отзывалась. Через три недели условный рефлекс угас. 

4. Считать счастьем/несчастьем/обыденностью то, что с вами случилось

По словам, Катерины Мурашовой, только мы выбираем, как отнестись к той или иной ситуации. Можно считать трагедией, что ребенка не взяли в гимназию, потому что администрация решила, что ребенок не потянет интенсивность программы. А можно расслабиться и считать это обыденностью и ходить в обычную школу (и учиться без стресса и неврозов).

А теперь ответ психолога мамам из первых двух историй. Катерина им ответила, что они могут страдать до тех пор, пока дети не вылетят из семейного гнезда, а могут расстаться со своими ожиданиями, перестать ими грузить детей и перестроить к ним свое отношение. Мамы последовали совету и и их дети изменились и перестали разительно отличаться от своих мам

Во всей этой истории очень важно сделать акцент на том, что Катерина не призывает устраивать казарму в доме, и рекомендует учиться отличать, когда мама попросила, когда договорилась, а когда картировала мир. В первом и втором случае у ребенка есть опция отказаться. В ситуации с картированием мира ее нет (не будем сейчас утрировать, если у ребенка температура и он лежит в кровати, то ему не надо выносить мусор). 

Когда ребенок возмущается что вот кому-то можно мороженое на улице, а ему нельзя, то здесь мама картирует мир – у нас так, наш мир картирован так, это наши такие правила. Мы не ломаем ребенка, мы картируем его мир, ему это нужно, так мы снижаем риск неврозов у всех домочадцев.  А как картировать мир – это решения родителей. 

Лекция прошла в рамках образовательного проекта для родителей MAMAPAPA FORUM Украина. 6 мая организаторы приглашают на лекцию Ольги Школенко «Где рождается успех ребенка».

Поширити у соц. мережах: