Osvitanova.com.ua

На MamaPapaForum Ukraine 29 февраля 2020 года психоаналитик Ольга Школенко говорила о трудностях, которые испытывают современные родители и предлагала возможные способы их преодоления. Всю лекцию можно приобрести у организаторов, а я хочу вам предложить тезисы той части выступления, в которой Ольга говорила о рекомендациях французского психоаналитика Сержа Тиссерона относительно использования гаджетов детьми.

Серж Тиссерон  8 лет наблюдал за тем, как влияют гаджеты/экраны на детей и пришел к определенным выводам.

Давайте вкратце посмотрим на программу Тиссерона «3/6/9/12». Вот что он рекомендует.

-Не смотреть телевизор до 3 лет.

-Не играть в компьютерные игры до 6 лет.

-Интернет не раньше 9 лет.

-Социальные сети не раньше 12 лет.

Тиссерон настаивает на том, что время перед экранами следует ограничивать в любом возрасте, и что просматриваемый контент также надо контролировать, обсуждать увиденное и поощрять творчество. Чтобы донести свои инсайты до широкой общественности Тиссерон провел аналогии между нашими отношениями с ЕДОЙ и нашими отношениями с ЭКРАНАМИ/гаджетами. 

Экраны сами по себе не плохие и не хорошие, точно так же как и еда. Ключевым становится то, как мы потребляем первое и второе. Во всех культурах мира еда – ритуализированный процесс, в котором есть место творчеству и обмену. 

Таким же образом мы должны определить и культуру потребления экранов/гаджетов, потому что явление это относительно новое и пока точно не известно, как они влияют на психику ребенка и взрослого человека. 

Тиссерон взял за основу 9 распространенных пищевых ритуалов, которые могли бы помочь установить и организовать индивидуальную семейную социальную культуру потребления экранов/гаджетов.

1. Еда, которая не рекомендована детям.

Также как есть еда, к которой не адаптирован детский организм, так есть и контент (мультик, видео), который не подходит маленьким детям просто потому что его психика и уровень умственной деятельности пока не готовы использовать увиденное на экране и делать адекватные выводы. Родители, думают, что ребенок смотрит мультик, а малыш, если ему еще нет трех лет, видит какое-то мельтешение.  

2. Режим приема пищи

Во всех культурах детям предлагается соблюдение режима приема пищи. Не рекомендуется перекусывать в течение дня. Такой режим надо перенести и использование экранов, например, установив определенные промежутки времени для пользования гаджетами, например, 30 минут после школы. Самый главный вывод из этого ритуала - ползование гаджетами не должно быть безлимитным.

3. Возможность выбора

Одно из удовольствий посещения ресторана – возможность выбирать желаемое блюдо, а не то, что едят все, как это происходит дома. У ребенка должна быть небольшая контентная библиотека, в рамках которой он мог бы выбирать т о, что он хочет посмотреть или во что поиграть. Важно, чтобы ребенок чувствовал свободу.

Дети 3-4 лет любят слушать/смотреть одно и то же. Если ребенок об этом просит, значит, это нужно для какой-то его психологической задачи. Ничего страшного в этом нет, повторный просмотр ведет к лучшему понимаю того, что он смотрит.

4. Непрерывное наполнение.

Как мы ограничиваем детей (и себя тоже) в сладостях, так мы должны и ограничивать их в потреблении видеоряда. Сладости ведут к ухудшению здоровья, а неограниченное пользование экраном/гаджетом тоже имеет определенные последствия для психики ребенка. 

5. Разделенное удовольствие

Совместная еда часто приятнее, чем еда в одиночестве. Поэтому Тиссерон рекомендует устанавливать совместный ритуал просмотра полнометражного фильма или художественного фильма раз в неделю. И потом проговорить, что было в фильме, не обязательно с воспитательной целью, а с целью помочь ребенку переработать увиденное.

Пользование приставкой Тиссерон рекомендует подключить не раньше, чем ребенку исполнится шесть. И при этом следует поощрять совместные игры с членами семьи, так, чтобы виртуальная игра напоминала офлайн-игру. У тех, кто играет в одиночку, высок риск испытывать впоследствии психологические проблемы. 

6. Еда на кухне и днем, не ночью.

Мало в какой семье детям позволяется съесть пачку печенья у себя в комнате ночью. По аналогии не стоит позволять ребенку брать телефон в свою комнату и пользоваться им ночью. Мы знаем прецеденты с подростками, которые говорят, что страдают бессонницей и продолжают сидеть в телефоне. Почему бы не ввести семейнубю традицию оставлять телефоны на кухне на ночь и разбирать их утром. 

7. Разговоры о том, что едим.

Разговоры во время еды и о еде всегда приветствуются, новые блюда и вкусы – отличная тема для беседы. По аналогии обсуждение увиденного на экранах – хорошая традиция. 

8. Творчество и созидание.

Мы получаем удовольствие от еды, которую готовили вместе с членами семьи, или которая приготовлена кем-то из домочадцев. Приготовление еды такое же творчество, какое мы могли бы перенести на пользование гаджетами. 

Уже с 6 лет можно дать ребенку в руки телефон или цифровую камеру и предложить начать фотографировать увиденное. Вы будете удивлены, что видит и подмечает ваш ребенок. Учите ребенка пользоваться технологиями – редактировать фото, делать коллажи, монтировать видео и т. д. Именно в этом моменте лежит разница между зависимостью и сознательным потреблением. 

9. Качественное и творческое потребление. 

В отношении питания ребенка мы следим не только за тем, чтобы он регулярно питался, но и чтобы ел качественную еду. Это же правило можно перенести на использование экранов/гаджетов. 

Можно потреблять немного контента, но при этом наносить себе и другим ущерб социальной жизни и душевному равновесию. Просто выложить фото или видео человека, который не хотел бы, чтобы в сети была компрометирующая его информация. 

Поэтому как и с едой, пользование гаджетами должно быть дозированным, а потребляемый контент экологичным, то есть развивающим, дарящим новый полезный опыт и знания, которые ребенок/взрослый сможет применить. В основе пользования гаджетами должны лежать творчество и общение.

Если этого не делать, то неограниченные временем стереотипные нетворческие действия во время пользовании экранами могут привести к психологическим проблемам у детей. Уже сейчас ВОЗ рассматривает возможность фиксирования зависимостей от гаджетов у детей до 4 лет. 

Что касается взрослых, то уже с 2008 года в список самых распространенных фобий включена номофобия – боязнь остаться без телефона. По уровню стресса этот страх приравнивается к стрессу в день свадьбы. 

Для родителей Серж Тиссерон разработал памятку, которую вы найдете ниже.

До 3 лет: играть, разговаривать, исключить гаджеты.

С 3 до 6 лет: ограничивать время просмотра программ, только совместный просмотр, обсуждать увиденное всей семьей.

С 6 до 9 лет: использовать гаджеты для творчества, объяснять ребенку плюсы и минусы интернета.

С 9 до 12 лет: научить ребенка правилам безопасности в сети

После 12 лет: будьте готовы прийти на помощь, ребенок все еще нуждается в вас.

 

6 мая Ольга Школенко проведет онлайн-лекцию Где рождается успех ребенка, которую потом можно приобрести в записи у организаторов. 

До конца дня 5 мая можно еще принять участие в розыгрыше билета здесь.

Поширити у соц. мережах: