Существует ли на самом деле "Эффект Моцарта", который повышает IQ и способствует скорейшему развитию нейронных связей у маленьких детей? Американская Ассоциация Музыкотерапии утверждает, что не все так однозначно, но совершенно точно классическая музыка успокаивает детей, повышает настроение, улучшает концентрацию и социальные навыки, способствует развитию речи. Группа исследователей и педагогов из Apollo Music Projects провела масштабный эксперимент с участием нескольких тысяч школьников, начиная с первоклашек.
Детям на занятиях предлагали слушать Моцарта, Бетховена, Равеля, Шостаковича и Мендельсона. После чего на шести практических уроках ребята овладевали базовыми понятиями музыки и даже учились играть на музыкальных инструментах. Дети, говоря о результатах эксперимента, сошлись на том, что это было весело. А вот учителя заметили, что у участников проекта улучшилась способность к слушанию, концентрации внимания и даже дисциплина. В музыкальном же плане слушание музыки сказалось на расширении спектра музыкальных предпочтений: то есть чем больше разной и хорошей музыки дети слушают, тем больше им этого хочется.
А что же у нас, в Украине? Как школы используют возможности музыки для улучшения психологического состояния детей и повышения успеваемости?
Катерина Шарабар, преподаватель ArtSong в Креативной международной детской школе (КМДШ) рассказывает о том, как музыка может стать вдохновителем и помощником для школьников.
Уроки ArtSong – это увлекательное путешествие в историю мирового музыкального искусства в теории и на практике. В рамках курса дети изучают музыку в контексте истории, фиософии, театра, кино, моды и узнают о синтезе музыки с другими видами искусства: живописью, архитектурой, скуьптурой. Такой подход позволяет сформировать целостное представление и понимание музыкальной жизни. Программа младшей школы предвидит 1 урок музыки в недею. Для средней школы внедрен курс «Искусство, музыка и философия», разработанный для КМДШ образовательной организацией «Культурный Проект», уроки которого тоже проходят раз в неделю.
Никто не может заставить детей любить кого-то или что-то. Точно так же мы не можем заставить их любить петь или играть на музыкальных инструментах. Тем не менее, любовь учителя к своему предмету, тщательная подготовка и четко распланированный урок, готовность изменить ход урока, налаживание дружелюбного общения с детьми — все это приносит качественные плоды. Нарушения дисциплины случаются, но наше правило Взаимоуважения быстро напоминает нам о границах, за которые выходить не стоит. А если появляется желание устроить хаос, то мы себе это позволяем. Как? Одновременно всем классом громко играем на музыкальных инструментах при условии, что ровно через 5 секунд этот музыкальный хаос сменится тишиной.
Проводя онлайн-уроки музыки на карантине, мы с учениками используем интерактивные Google Doodles, посвященные музыкальным персоналиям, стилям. Например, из последних был дудл, в котором надо было сложить пазлы из нотных отрывков известных произведений Бетховена. Кроме того, мы слушаем и смотрим некоторые мультфильмы Disney по произведениям классической музыки. Не менее прекрасным аналогом является сборник мультфильмов «Волшебная флейта». Я также делаю для учеников видеоподборку, используя YouTube.
Кроме волнового погружения, когда все учебные предметы объединены одной темой, урок музыки может быть интегрирован с любой учебной дисциплиной. Например, с моей коллегой мы провели интегрированный урок по математике и музыке для 3-го класса. В контексте волнового погружения на тему первобытного общества, моя коллега объяснила детям математические дроби на примере того, как наши пращуры делили добычу. Я же провела аналогию дробей с длительностью нот: 1 – целая нота, ½ — половинная, ¼ — четвертная, 1/8 – восьмая, 1/16 – шестнадцатая нота. Как результат, мы закрепили тему, решая музыкально-математические примеры: прибавляли и отнимали дроби, переводили их в длительность нот и наоборот.
Мы в школе не проводили специальных исследований на предмет того, как музыка влияет на успеваемость по другим предметам, но и резуьтаты, полученные учеными во всем мире, и мои собственные наблюдения явно говорят о том, что музыка тренирует мозг. «Музыкальным» детям лучше удается говорить, писать, легче усваивать грамматику. Почему? Потому что музыкальный язык тоже наполнен фразами, предложениями, запятыми, точками, восклицательными и вопросительными знаками. Дети-музыканты легче учат иностранные языки, что связано с умением улавливать мелодику языка и правильное произношение. Кстати, это еще и отличный способ решения логопедических проблем. Дети, которые занимаются музыкой, лучше концентрируются, сосредотачиваются на конкретной мысли, абстрагируются от всего лишнего, у них лучше развита креативность.
На уроках мы погружаемся в разные эпохи, знакомимся со стилями, композиторами и их произведениями. Учимся анализировать и интерпретировать музыкальные произведения. Дискутируем об усышанном и увиденном, проявляем себя в командных и индивидуальных творческих заданиях. Изучаем элементарную теорию музыки: написание нот и пауз, их длительность, ритм, метр, размер, динамические оттенки, штрихи. Через пение и дыхательные упражнения мы развиваем наш природный музыкальный инструмент — голос. Ученики КМДШ знают, что человеческий организм — это настоящий музыкальный оркестр, а наше задание — познать его совершенство. Именно поэтому достаточно места в учебном курсе отводится Body percussion – музыке тела, которая прекрасно развивает чувство ритма. А самое главное — на тематических уроках ребята выражают личностное «я» через игру на музыкальных инструментах (звуковысотных и шумовых) и создают аранжировки известных произведений прошлого и наших дней, например, музыки из фильмов «Пираты Карибского моря» или «Гарри Поттер».
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно представлять, что мы понимаем под словом «талант». Как сказала современная исследовательница в сфере нейронауки Татьяна Черниговская: «Можно родиться Моцартом, но никогда им не стать».
Талант — это интегративное и многокомпонентное психическое свойство, которое включает в себя операционную часть (способности), креативную часть (одаренность) и эмоциональную часть (мотивацию и другие сопутствующие компоненты). Структура таланта мультипликативна: это означает, что отсутствие (или сведение к нулю) хотя бы одного из компонентов невозможно компенсировать ничем. Отсюда и невероятная редкость таланта, его наивысшая исключительность. С помощью таланта рождаются высочайшие достижения человечества. Однако, если говорить о музыкальных способностях, являющихся психическим свойством, которое способствует освоению и обучению, а не открытию и изобретению, то таких детей в сотни и даже тысячи раз больше, чем уникальных гениев. И каждому такому ребенку можно и нужно помочь развить и выразить свои способности.