Автоматизация сферы образования сводится не только к массовым онлайн-курсам — она приходит в школы, в домашнее образование, в обучение в вузах. Конкуренцию с машинами, вероятно, смогут выдержать только педагоги по призванию. Даже в далёком будущем пока невозможно представить технологию, способную заменить истинный талант и творчество на основе любви к своему делу.
Сегодняшнее интернет-пространство дает огромное количество информации непостижимое для обработки человеку. Более тысячи книг и миллионы статей выходят в сеть ежегодно. Из всего этого многообразия информации нам нужно извлекать и полезное. Проблемы отсутствия получения знаний уже нет. Сегодняшняя проблема – переизбыток информации.
По данным EMC, объем сегодняшней информации в интернете сопоставим с количеством песчинок на всех пляжах планеты. Знания поступают из различных ИТ-ресурсов — начиная от интернет-порталов и чат ботов, заканчивая виртуальной реальностью и учителей-роботов. Дети будущего уже точно не будут обучаться по одним лишь учебникам. Перед ними раскрыт огромный мир знаний, который небольшими шагами добирался до нас более 40 лет.
Еще в конце 1970-го года в Университете Иллинойса была разработана первая система электронного обучения студентов PLATO. Основной ее целью служила помощь учащимся в написании курсовых работ. Именно благодаря ее созданию началась эра онлайн курсов, форумов, а также многих известных нам инструментов без которых мы уже не представляем современный web. PLATO не стал особенно популярным в образовательном мире, хоть и поставил нужный вектор в формировании электронного обучения.
В 1980-м годам в Англии десятки тысяч студентов и сотни преподавателей уже использовали приложения для изучения математики и новых технологий. Компьютеры активно входили в студенческую жизнь. В университетах стали размещаться электронные терминалы и отдельные классы информатики. В канадских младших школах дети уже обучались непосредственно за компьютером, а Калифорния разработала проект дистанционного обучения.
Стремительно развиваясь, ИТ-технологии все сильнее начали входить в образовательную среду. Во всем мире современное учебное заведение уже не могло уже было невозможно представить без класса информатики. А сегодня каждая третяя школа в Англии уже использует в учебном процессе смартфоны и планшеты. Преподаватели обучают детей навыкам в сфере digital, учат кодить и создавать приложения. В академии Essa молодежь на занятиях использует продукцию Apple с 2009 года. Сингапурский технологический университет Nanyang выделяет каждому своему ученику iPad для занятий. Педагоги вместе со школьниками обмениваются идеями для внеклассных занятий в чатах, используют приложения для освоения учебных материалов, проводят дискуссии в Skype. Сингапур сегодня является, пожалуй, одной из самых технологичных стран, но она не исключение. Школы и образовательные учреждения в США, Китае и ряде других стран поддерживают инициативу внедрения новых технологий в образовательный процесс.
Вместе с развитием новых технологий меняется и учебная программа. Ребенка уже сейчас учат использовать различные гаджеты, знакомят с интернет-порталами и устанавливают чат-ботов. Подталкивая на изучение нового, современной системе педагогики нужно и пересмотреть выбор предметов изучения.
Грядущая 4-я технологическая революция должна подтолкнуть образовательную систему в сторону обучения технических кадров. Крупнейшие ИТ компании мира уже закладывают в свои стратегии популяризацию программирования и инженерии – Apple запускает Swift playgrounds для обучения детей программированию, а создатели крупнейших организаций оказывают спонсорскую поддержку онлайн платформе code.org. Компоненты и комплектующие развиваются с огромной скоростью, что приводит к тому, что уже сейчас ребенок может собрать нужную ему конструкцию из LEGO Robotics или взять контроллер Arduino и создать нечто совершенно уникальное.
В 2014 году разработчики из Osmo создали игру Osmo Pizza, которая обучала детей основам программирования. Она попала в список 25-и лучших изобретений года по версии Time Magazine. А в планах компании Tynker введение в более 60 000 школ США программы обучения детей основам кодинга через программирование дронов Parrot. Вполне возможно, что вскоре мы увидим детские сады, где воспитатели с планшетами в руках будут обучать детей иностранным языкам, математике и программированию. Все это — первая ступень подготовки будущих специалистов к индустрии 4.0. Если детей не начать обучать с ранних лет техническим основам, то в будущем им будет все сложнее адаптироваться в профессиональную среду.
Если вернуться к проблеме переизбытка информации, то стоит отметить, что без помощи современных технологий человеку вряд ли удастся получить качественные знания. В этом году искусственный интеллект будет все больше задействован в сфере обучения. С помощью изучения технологий Big Data и машинного обучения мы сможем обуздать непрерывный поток информации и вывести из него полезное. Сегодняшнее изучение этих технологий позволит молодым специалистам стать востребованными на рынке труда будущего. Наши дети становятся частью ныне формирующегося информационного общества. Они должны научиться владеть инструментами нового века – интеллектуальными инструментами.
Переход на использование новых технологий не только в масштабном плане, но и повседневной жизни становится все более заметен. Студенты и школьники уже используют ботов для получение быстрого ответа в своем смартфоне. Такие инструменты, как Google Home, Amazon Echo (Alexa) и Siri помогают ученикам быстрее находить нужную информацию в формате вопрос-ответ. В США практика применения подобных сервисов у детей уже развита. Ученики уже пользуются не только Google и Wikipedia для выполнения домашних заданий.
Искусственный интеллект помогает не только учащимся, но и учителям. В университетах уже вводят практику введения современных технологий в образовательную программу. Преподаватель Технологического университета Джорджии использует в качестве помощника чат-бота помогающего студентам онлайн ответами. Учащиеся могут не просто быстрее выполнять задания, но и проводить внеклассные занятия онлайн. Тем самым, появление виртуальных репетиторов начнет вытеснение реальных. Личные помощники учебы в телефоне становятся все большей обыденностью.
Современные технологии ускоряют процесс обучения и также помогают готовым специалистам в работе. И это касается не только внедрения искусственного интеллекта. В ближайшем будущем технологии виртуальной реальности помогут студентам медикам выполнять практические операции без вреда для пациента. Компания Next Galaxy создает единую социальную VR платформу CeeK. В планах разработчиков — сделать целый виртуальный мир с магазинами, местами встреч и классами для обучения. Сидя дома, ученик сможет посещать классные занятия лишь надев специальный девайс в виде очков. Безусловно, это вводит некоторые опасения, что наши дети совсем утратят чувство реальности, но что если мы говорим о тех, кто прикован к инвалидной коляске? Выход в виртуальный мир позволит людям с ограниченными возможностями посещать классные занятия и общаться со сверстниками.
Огромный объем информации с каждым годом будет увеличиваться. По прогнозам EMC объемы информации будут удваиваться каждые два года в течение следующих восьми лет. Одним из основных факторов этого роста является увеличение доли автоматически генерируемых данных до более 40% в 2020 г. Однако, доля полезной для человека информации будет составлять менее 35% от общего количества. Получить необходимые знания используя интернет будет все тяжелее.
Среднестатистический пользователь мировой сети проводит больше времени отнюдь не за получением нужной информации. Появляется все больше интернет-зависимых людей способных более 18 часов проводить за компьютером и гаджетами. В 2013 году в Японии было отмечено преобладающее количество старшеклассников и школьников попадающих в эту группу. А в 2012 году по количеству пользователей интернета Россия вышла на первое место в Европе.
Сегодня мы должны хорошо видеть грань между обучением детей в цифровом пространстве и полном его погружении. Мировые компании создают все больше серверов для больших данных и им постоянно требуются специалисты способные с помощью технологий их обрабатывать. Однако, изменения образования с развитием ИТ-технологий неминуемо.
Несмотря на большое количество данных в мировой сети, следить за качеством информации должны будут именно люди. Но на помощь им уже сегодня приходят технологии. Преподаватели учебных заведений проводя занятия в среднем для 30 человек, вынуждены следовать образовательной программе не останавливаясь на отстающих. В таких странах, как Китай, Япония и Индия тысячам молодых людей тяжело получить образование из-за недостатка квалифицированных педагогов и переизбытка учеников в классах. Искусственный интеллект гибко подстроенный под каждого обучаемого, сможет помочь им получить необходимые знания.
Google адаптирует результаты поиска по геолокации, Amazon рекомендует покупки основываясь на предыдущих, Siri анализирует команды пользователя. Уже сегодняшний искусственный интеллект понимает потребности человека. Также, как он выявляет эти интересы, подбирая на продажу товар, искусственный интеллект станет способен анализировать способности ученика подстраивая индивидуальную программу обучения. Алгоритмы машинного обучения могут собирать данные тестирования и прогресса пользователей, чтобы в нужный момент давать нужные задания. В ближайшие 10 лет мы не можем прогнозировать исключение человеческого фактора в образовательной среде. Однако в долгосрочной – искусственный интеллект будет способен заменить не только учителей в школах, но и частных педагогов. Такие сервисы, как Duolingo и Carnegie Speech используют систему распознавания речи IVR (Interactive Voice Response) и NLP для удаленного обучения иностранному языку. Сегодня, используя сервисы вроде Coursera, миллионы людей получают нужную им информацию не выходя из дома. Образование движется в сторону открытости и доступности. Мы можем предположить, что совсем скоро любой человек сможет освоить дистанционно даже самые сложные дисциплины. Если заглядывать далеко в будущее, то сам факт получения мирового образования станет обыденной вещью.
Говоря об автоматизации педагогов, мы должны понимать, что каждую машину обучают все же люди. Вводимую базу знаний в искусственный интеллект интегрируют сегодняшние преподаватели. Профессия педагога перерастет в нечто иное. Человеку нужно будет осваивать новый инструмент — дополненный интеллект, который уже стал неотъемлемой частью жизни большинства. Он незаметно присутствует под капотом многих удобных сервисов необходимых для поиска и обработки важных данных в информационном потоке. Его роль в нашей жизни стремительно возрастает незаметно. Мы сами с радостью ставим приложения, которые делают жизнь легче. Именно наше стремление к простоте порождает спрос на дополненный интеллект и повышает планку компетенции для преподавателей. Это неминуемое развитие профессии, такое же, как смена деревянных счетов у бухгалтеров на Microsoft Excel.
В долгосрочной перспективе, мы должны понимать, что разговор со специалистом-человеком, а не с машиной будет ценится гораздо больше. Сотрудники крупнейших компаний, таких как Ebay, Google, Yahoo сегодня отдают своих детей в школы без компьютеров, потому что те подавляют творческое мышление. Живой преподаватель будущего сможет получать огромные деньги лишь за то, что будет готов дать ученику ценный опыт и уникальные знания. Но вместе с тем возрастут и требования к профессиональным качествам за счёт жёсткой конкуренции с дешевеющим автоматизированным трудом. Конкуренцию с машинами, вероятно, смогут выдержать только педагоги по призванию. Даже в далёком будущем пока невозможно представить технологию, способную заменить истинный талант и творчество на основе любви к своему делу.
Автор: Владимир Клюенков