Многие стремятся обеспечить детям образование за рубежом, рассматривая британскую или швейцарскую среднюю школу как панацею против всех бед и неурядиц переходного возраста. Но кто сказал, что обучение вдали от дома – это хорошо? Давайте рассуждать без эмоций и без слепой веры в то, что как только ребенок попадет в зарубежную школу, все магически изменится: он повзрослеет, будет учиться с утра до вечера, в нем проснется чувство ответственности, и мы оградим его от всяческих соблазнов (курения, алкоголя, раннего секса). А в потерянные доверие и контакт с родителями после почти самостоятельной жизни мгновенно вернутся по возвращении домой. Начнем с последнего.
Уважение, контакт и доверительные отношения с ребенком, особенно в переходном возрасте, нельзя купить деньгами. Тем более нельзя этого сделать, отправив его даже в самую дорогую и престижную среднюю школу-пансион. Уважение и доверие юноши или девушки переходного возраста покупаются только одной, самой редкой и твердой валютой: ежедневным родительским вниманием и временем. Его нельзя заменить временем гувернера.
Отправляя ребенка переходного возраста на несколько лет за рубеж, мы подвергаем его его чувства уважения и доверия к вам дополнительному испытанию. Подросток, столкнувшись с первыми в жизни самостоятельными проблемами (первая любовь, несправедливость, предательство и т.п.) рискует пойти за советом не к вам, а к случайному соседу по комнате зарубежной школы-пансиона.
Вполне возможно, что ваша связь и доверие к ребенку, как и его юношеская серьезность и хорошая «упертость» в учебе нивелируют возможные проблемы долгого проживания вне дома. Однако, если эти проблемы существовали до отъезда, можно предположить, что они могут обостриться за счет потери регулярного контакта. Вечернее общение через гаджет — лучше, чем ничего. Но ведь это неполная замена доверительного разговора матери и дочери или «мужского» обсуждения проблемы отцом и сыном. Эффективность намного ниже.
Наивные родители полагают, что в «очень дорогой, элитной школе» за границей для учебы будут созданы намного лучшие условия, чем в собственной стране. Однако часто уровень образования и контингент оказывается ниже ожиданий. А количество опасных соблазнов переходного возраста — значительно выше. Почему так может произойти и на что необходимо обязательно обращать внимание, выбирая школу?
Дорогие средние школы из развитых государств Европы стали в последние десятилетия местом паломничества детей из состоятельных семей стран СНГ и России. Иногда в дорогих школах в классе собираются 40-50-60% не очень озабоченных учебой детей из стран СНГ, и синергетический эффект такого сообщества становится отрицательным. Причем это касается и освоения основных предметов, и иностранных языков, и приобщения к европейской культуре. Объединение группы подростков из русскоязычных стран в одном классе, и тем более в одной комнате общежития, порождает эффект «искусственной геттоизации».
В таких добровольных группах до предела ограничиваются коммуникации на иностранных языках и сохраняется привычный порядок и образ жизни. Подростки фактически перестают соприкасаться с реальной жизнью гостевой страны и не общаются с учениками, не говорящими по-русски. Именно поэтому факультеты российских вузов, предусматривающие зарубежные стажировки или обучение по проектам «двойной диплом», требуют от зарубежных партнеров расселять российских студентов по разным комнатам общежитий.
Но «искусственная геттоизация» — не самое плохое. Хуже, что за учебой и свободным временем подростков вы сможете следить только дистанционно, через соцсети. И нередко с опозданием узнавать, что оторванные от родителей тинейджеры балуются алкогольными напитками, приобщаются к курению и наркотикам (некоторые из которых в Европе почти не запрещены), забрасывая учебу. А те, кто их учит за ваши большие деньги, не заинтересованы не только в том, чтобы их отчислять или серьезно наказывать, но даже в том, чтобы вас информировать.
В России, даже с ее сложным деловым климатом, у активной предприимчивой молодежи гораздо больше шансов на успех, чем на Западе. Потому что на высококонкурентном зарубежном рынке молодых российских бизнесменов и предпринимателей никто не ждет.
То, что российский школьник, отучившийся за рубежом в старших классах средней школы, а затем в вузе, столкнется с конкуренцией со стороны выпускников страны пребывания — лишь один негативный аспект. Второй — это то, что он одновременно до минимума сократит свои шансы на успех в России.
Родители-интеллектуалы верят, что обучение в старшей школе и вузе — это время получения «глубоких знаний». На самом деле — это, в первую очередь, наработка социальных связей. Помимо друзей и знаний средняя школа и вуз дают нам сформированную ценностную систему. При попытке вернуться в Россию носитель системы ценностей, сформированной в старших классах средней школы и на вузовской скамье за рубежом, будет сталкиваться с так называемым «реверсивным культурным шоком». То есть с жестокой ментальной ломкой и фрустрацией. Почему-то обеспечивая своим детям возможность получить зарубежный диплом, родители не хотят подстраховаться и дать им социальные контакты в России.
В последние годы в ведущих вузах страны открываются сотни хороших бакалаврских и магистерских программ, проводимых совместно с зарубежными партнерами. Все они предусматривают обучение за рубежом от семестра до двух лет. На них учатся многонациональные группы, а занятия ведут профессора из нескольких стран. Они дают два диплома – российский государственный и зарубежного университета-партнера. И обеспечивают выпускникам понимание деловой культуры и того, как делается бизнес, в России и на Западе. Это дополняется связями и друзьями из разных стран, дает хорошие шансы для трудоустройства и в России, и за рубежом после окончания. Однако, популярность обучения за рубежом в период после кризиса 2008 года растет быстрее, чем популярность программ «двойной диплом». Хотя логике это явно противоречит.
Текст: Сергей Мясоедов, Forbes Contributor