Я бы хотела расширить и дополнить название этой статьи — книги, которые помогут и ребенку и родителям, особенно тем, кто в этом году начинает школьную жизнь. И у взрослых и у детей есть свои страхи, тревоги и ожидания, связанные со школой.
Но если у первоклассников это скорее теоретические представления, то у родителей есть свои собственные и очень конкретные воспоминания про школу: голос учителя, школьные запахи и звуки, ответ у доски, лица одноклассников, игры на перемене, шепот на уроке и так далее. И когда наши дети идут в школу, то и мы идем с ними в школу снова, и отчасти тот прежний ученик или ученица, которые живы внутри нас.
Эмоционально родители реагируют часто именно из позиции этой детской роли, важно ее осознать, отделить от своей зрелой взрослой позиции, но не задвигать в угол, а уделить время, внимание, дать ей право голоса, дать ей поиграть. Тогда ваш внутренний ребенок станет помощником и творческим союзником роли родителя.
Книжки, о которых хочу сегодня рассказать, помогут детям принять перемены и начало школы, помогут родителям вспомнить, как им было в школе, побыть снова детьми, поговорить с сыном и дочерью и как родитель, и как ровесник.
Все книжки поднимут настроение и даже дадут несколько готовых рецептов, как справиться с некоторыми ситуациями.
А еще во многих историях есть голоса и мнения разных персонажей, которые высказываются об одном и том же событии, — как детский психолог могу сказать, что для ребенка это бесценная возможность выйти за пределы своего понимания и эгоцентризма, который в той или иной степени свойственен всем детям.
«Господин Розочка» Зильке Ламбек, издательство «КомпасГид»
«Когда закончились пять школьных уроков, Мориц вздохнул с облегчением. Дела его были не так уж плохи.
Он бегал быстрее, чем Оле, а Лили даже подарила ему синюю жевательную резинку; и госпожа Майер похвалила его за то, что у него всего одна ошибка в диктанте.
Выйдя из школы, он озирался в поисках папы и Тима. Они хотели встретить его после школы. Но их нигде не было. Мориц остановился и ждал.
Вдруг за спиной он услышал слишком знакомый голос. То был Штефан Рабентраут.
— Ну что, крошка Мориц, — гаркнул он и больно ударил его по плечу. — Опять тебя встречают папочка с младенчиком братом?
Мориц промолчал. Любой ответ только бы раззадорил Штефана. Тот еще раз ударил его по плечу и убежал, скалясь в ухмылке. Мориц гневно смотрел ему вслед, сжимая в кармане кулак. Тут начал моросить дождик, и Мориц решил идти домой один. Еще квартал — и будет дом, в котором они живут. Мориц посмотрел на окна их квартиры: ни одно не светилось. Он нажал кнопку звонка со своей фамилией. Никто не открыл. Морицу стало не по себе. Неужто ему придется стоять весь вечер здесь, на улице?»
Конечно, Мориц, не остается один на улице. Потому что появляется его сосед Леопольд Розочка, который устроит с Морицем пикник прямо на лестнице с пирогом и горячим какао, ведь так ждать маму и папу совсем не страшно. Господин Розочка несомненно архетип Волшебника и Друга, можно вспомнить Хоттабыча из наших старых книг или Джинна из лампы, верного спутника Аладдина.
Книга и образ волшебного друга будут понятны ребенку, так как все происходит в знакомой реальности и знакомых ситуациях. Морицу друг был очень и очень нужен в то время. Его семья только переехала, в новой школе уже появились друзья, но и враги тоже и еще много вопросов. И что с этим делать, Мориц не всегда знал. Дома с мамой не получалось поговорить: она уставшая после работы и расстроенная из-за криков своего начальника. Папа чаще рядом, но занимается с младшим братом, и иногда случается так: родители настолько загружены, что забывают договориться, кто же встретит Морица из школы.
Как тут не расстроиться и потерять веру в себя и свои силы? С Леопольдом Розочкой все становится интереснее, а проблемы начинают решаться. Господин Розочка умеет слушать. Он помогает писать сочинение в школу. Он знакомит со своими друзьями. А еще Леопольд умеет печь апельсиновое печенье, готовить куриные котлеты и салат из огурцов — а вы ведь знаете, что в трудную минуту иногда вкусное печенье помогает быстрее и лучше всего на свете.
Не буду рассказывать обо всех приключениях. Скажу о том, что Леопольд Розочка напоминает о том, что в трудное время перемен нужны не только порядок и дисциплина, но и умение видеть волшебство, которое везде и всюду, умение играть, забывать про обязанности и просто получать удовольствие. Немного поговорить, пообниматься, пойти на незапланированную прогулку или испечь вместе печенье.
Книга поможет ребенку озвучить то, про что говорить часто бывает сложно — о ситуациях, когда ты кажешься слабым и не нравишься самому себе и поэтому боишься не понравиться маме или папе, даже если ты не делаешь ничего плохого, а напротив, это делает кто-то другой — издевается над тобой или твоими друзьями. Старший друг, который появляется в мире ребенка в этой книге, показывает полное и абсолютное принятие и уважение чувств маленького героя.
Как психолог добавлю, что проблемы Морица были бы гораздо меньше, если бы у него было больше внимания родителей — нет, не ежесекундного. Часто на приеме я разговариваю с родителями, которые несут огромное чувство вины из-за того, что проводят мало времени с ребенком. Не важно, сколько времени вы рядом с ребенком, важно, как вы проводите его: у вас должны быть маленькие ритуалы, ребенок должен знать, что есть время только для него — перед сном или по дороге в школу или из школы, или во время воскресной прогулки. Выслушать и поддержать маленького школьника — для этого нужно совсем немного времени.
Цитата из следующей книги будет как раз про время — это то, чего так боятся многие мамы и папы, «как мы будем все успевать, когда начнется школа», и отдельная тема — ранний подъем и утренние сборы.
«Приключения П. Осликова, ребенка, который хотел как лучше», Елена Соковенина, издательство «Самокат»
«— Петечка! — вдруг сказал мама и потрясла П. Осликова за плечо. — Не спи! Ау! Ку-ку! Доброе утро!
— А? — встрепенулся П. Осликов и понял, что нечаянно заснул прямо над тарелкой с манной кашей.
— Не "а", — строго сказала мама, — а пошевеливайся! Время поджимает!
И П. Осликов представил себе Время.
Само Время — оно такое мягкое, серое, густое. Не то дым, не то туман. Но у него есть руки. Такие большие серые и с железной хваткой. Которыми Время берет его, П. Осликова, за шею несильно жмет (то есть поджимает) "Торопись, Осликов! — шепчет оно страшным шепотом. А бывает — правда, редко, — что Время жмет... Жмет его, жмет, а потом — раз! — и замечание в дневнике, и, кажется, весь класс и весь мир смотрят и говорят: Осликов опоздал сегодня в школу, он неорганизованный. И настроение испорчено на весь день.
Тут П. Осликов спохватился и бросился собираться.
Перво-наперво он схватил рюкзак и как можно скорее понес его в прихожую. Там бросил на пол и побежал чистить зубы. Если хочешь почистить зубы и при этом не опоздать, надо действовать как можно быстрее.
— Петечка, — крикнула мама из комнаты, — не копайся! Время жмет!
В комнате бухнуло и завозилось. "Мама не копается", — подумал П. Осликов и схватил мыло. Потом вспомнил, что собирался почистить зубы, и решил положить мыло, а вместо него взять зубную щетку. Но мыло было скользкое и убежало от Петечки за стиральную машину.
— Эх, — сказал П. Осликов и полез доставать мыло.
В прихожей бумкнуло — мама налетела в темноте на Петечкин рюкзак и стала ругаться тем самым словом, про которое говорила, что оно нехорошее и произносить его не надо».
Сцена утренних сборов, знакомая многим. Петечка собирается и очень старается (мы ведь помним из названия — ребенок, который хотел как лучше). Но в голову приходят все время новые мысли и картинки, хочется спать, убегает мыло, рюкзак стоит не там, и еще надо проверить, все ли там на месте, потом одеться, зашнуровать ботинки, а в школе раздеться и переобуться, пока мама стоит рядом с рюкзаком, а после вспомнить, в какой стороне твой класс. Как тут не поссориться с мамой, помолчать, потом помириться — и все это за одно утро.
Истории П. Осликова помогут вам поговорить с ребенком о ситуациях, когда что-то не получается. Маме и папе книга нужна, чтобы понять и почувствовать, что происходит с ребенком, из каких ежедневных событий и переживаний складывается его жизнь. Как психолог добавлю, что даже почитать о том, что такое происходит не только с вами, но знакомо и многим другим, уже снимает напряжение и является терапевтичным.
Важный момент: книга особенно подходит для родителей «копуш» и «мечтателей». Из практики могу сказать, что часто у мамы и ребенка просто не совпадает скорость или мама ждет слишком много от возраста сына или дочки. Подождите, новый режим и правила отнимают много сил у ребенка, ему нужно просто научиться все делать. Адаптация к первому классу занимает несколько месяцев, и нужно делать скидки на периоды пропусков из-за болезни.
И еще повод открыть книгу — когда у вас настроение на нуле или вы думаете, что одиноки в своих проблемах. Почитайте про П. Осликова, истории смешные, теплые и добрые, они придадут новую тональность происходящему, и вы даже сможете посмеяться над тем, что беспокоило. Перечислю названия нескольких глав, если вы сомневаетесь, что книга не про вас, — «П. Осликов стесняется», «П. Осликов мечтал на уроке», «П. Осликов и вопросы чистоты», «П. Осликов — обманщик», «Зачем нужна школа П. Осликов».
Про П. Осликова обязательно читать еще одной распространенной категории родителей — перфекционистам. Я в начале говорила, что мы идем вместе с ребенком в школу, и, конечно, с нами идут все наши представления, привычки и ожидания.
Для родителей-перфекционистов я советую и следующую книгу, она снимет напряжение и тревогу, добавит больше удовольствия в школьную жизнь.
«Энциклопедия балбесов, неучей и прочих гениев» Анна Бланшар, Жан Бернар Пуи, Серж Блох, издательство «Клевер»
Сначала хочу привести цитату. Мама ученика третьего класса на приеме:
«Я беспокоюсь, и ругаюсь с ним, особенно утрам, потом ругаю себя за то, что утром ругала сонного ребенка, потом звоню ему в школу и мы миримся.
Но у меня такая тревога — как он с такой дисциплиной и оценками поступит в хороший вуз и найдет хорошую работу? Если постарается, то все выучит и контрольную напишет, а если забудет, то и результат не очень.
Я с самого начала вкладываю в него идею, что нужно всегда стараться и всегда все контролировать. Но не очень у него получается. И у меня тоже не очень получается.
Ругаю себя за то, что мало времени с ним провожу, у меня ведь еще младший и работа, и своими делами хочется заняться. И так в последнее время часто происходит, что когда я со старшим время провожу, то обязательно поругаемся, потому что уроки делаем или оценки проверяю. А потом жалко его.
Что делать? Я в какого-то монстра уже превратилась».
Эту историю общения между родителями и ребенком-школьником с небольшими вариантами я слышу достаточно часто. Конечно, здесь есть много индивидуальных тем, с которыми мы работаем: всем взрослым членам семьи нужна информация о возможностях возраста ребенка, нужен взгляд в собственное школьное детство, отношения с уроками, учителями и родителями, нужна работа с реалиями сегодняшнего детства — определение перспектив и ориентиров для будущего своих детей в момент, когда ушли в прошлое все общепринятые стандарты.
Ко всей этой серьезной работе я добавляю список серьезных и обязательно несерьезных книг. Недавно моя библиотека пополнилась новой энциклопедией.
А теперь цитата из «Энциклопедии балбесов»:
«Кто бы решился в них поверить, когда они были детьми?
Вот галерея портретов мужчин и женщин, оставивших след в истории, в литературе, в искусстве или в науке — несмотря на весьма странное и хаотичное начало жизни.
Преподаватели считали их бездарными троечниками, обреченными на провал, — что взять с тупицы! В семье и там, где они пытались работать, в них никто не верил, всех раздражало то, что они не слушаются: чистые балбесы! Они дремали в теплом уголке или метались, пока не нашли свой путь, пока не вошли в правильную дверь.
Со временем История увенчала их лаврами, объявила гениями. Эти фигуры, когда мы учимся в школе — главные, каждая из них возвышается на равнине своей области знания подобно величественному монументу. В музеях и словарях нам представляют этих людей строгими, задумчивыми, исполненными разнообразных достоинств. Но в самом ли деле они так неприступны и совершенны?
А что если попробовать подойти к великим людям с другой стороны? А что если вспомнить об их необычном детстве, необычной юности?"
В книге вы найдете короткие рассказы о детстве, школьных годах людей самых разных талантов, вот некоторые их них: Пабло Пикассо, Оноре де Бальзак, Джон Леннон, Чарли Чаплин, Джузеппе Верди, Агата Кристи, Александр Белл, Джек Лондон.
В этих историях можно найти не только любопытные или вдохновляющие факты, которые помогут поддержать индивидуальность своего ребенка. Обратите внимание на поворотные пункты биографии героев, среду, людей, оказавших поддержку и понимание в нужный момент, их привычки, желания и способ добиваться желаемого.
Пабло Пикассо. «Пока другие дети выполняли задание учителя, он рисовал. Служанка Кармен волокла его в класс силой, но он соглашался тащиться за ней, только если разрешали взять с собой голубя, чтобы рисовать во время занятий его портрет».
Авраам Линкольн. «Я не ленился пройти много миль, чтобы заполучить книжку и любил говорить, что "мой лучший друг — человек, давший мне книгу, которую я еще не читал».
Александр Белл. «Отец побился с сыновьями об заклад, что они не смогут сами изготовить "говорящую машину" Им слабо? Еще чего! И братья принялись за работу. Купили у мясника телячью гортань и стали по ней изучать анатомию. Используя все имеющиеся под рукой материалы — дерево, вату, обрезки резины и воронку, — они ухитрились-таки заставить свой манекен закричать "мама!"»
Кстати, с мамой третьеклассника мы потом выяснили, что сын лучше всего умеет общаться с людьми — и ровесниками, и взрослыми, у него много друзей, он любит помогать другим, а еще хорошо рисует, играет успешно в монополию и много читает. Говоря языком психологии, хорошо развиты коммуникативные навыки, эмпатия, логика и креативность — качества востребованные для успешной карьеры в настоящее время.
Желаю всем хорошего семейного чтения!