Команда образовательного портала СуХаРи поддерживает инициативы в неформальном образовании и поэтому организовала встречу с Сергеем Чумаченко, который 12 лет проработал бизнес-тренером и коучем, а в последнее время занялся исследовательской деятельностью. На лекции «Педагогика свободы» он рассказал об уникальном скандинавском феномене — Высших народных школах. С этой лекцией Сергей часто выступает, чтобы показать что в мире уже решаются вопросы, к которым мы не знаем, как подойти.
Интерес к теме у Сергея возник тогда, когда он заметил, что есть нечто, что живет по совершенно другим законам и правилам. Оно абсолютно отличается от привычного для нас подхода к образованию в Украине. Этот подход формирует общество осознанных и ответственных граждан, которые развиваются в истинной свободе. Чтобы понять весь феномен неформального образования в странах Северной Европы, нужно взглянуть на то, как им удалось построить общество всеобщего благополучия. В мире широко известен, к примеру, азиатский прыжок, но история рывка Скандинавских стран немного упущена. Американцы, например, уже признались в том, что недооценили опыт Швеции.
Сегодня Скандинавские страны — это наиболее инновационная часть европейского континента. Высшие народные школы — неформальные образовательные школы для взрослых. В Швеции их насчитывают 156, в Норвегии — 84. То есть на каждые 100 тысяч населения приходится одна народная школа. Швеция дала миру 30 нобелевских лауреатов на 9,5 миллионов шведского населения. И 57 лауреатов из стран Скандинавии на 25 миллионов населения. Такие известные компании, как VOLVO, Skype, IKEA, H&M, Spotify, Hasselblad, Ericsson и другие, известны в первую очередь своим качеством, удобством и доверием пользователей.
Весь скандинавский мир построен на принципах партнерства. К примеру, Совет министров северных стран называется Партнерством северных стран. Исходя из этого, главная идея образования Скандинавских стран сформирована в цитате:
«Если привык подчиняться и повелевать, ты вряд ли сможешь стать партнером».
Доверие — главная ценность Скандинавских стран, на которой формируется скандинавское общество. Радиус доверия в Скандинавских странах выходит за рамки семьи и рода. Сейчас он достиг радиуса нации и его пытаются раскачать до радиуса человечества. Исторически сложилось так, что скандинавы жили в одном доме по несколько семей и ухаживали друг за другом. Они были уверены: община позаботится о детях и жене в случае непредвиденных ситуаций. Таким образом скандинавская культура сформировала среду, где нужно доверять и учиться сотрудничать друг с другом.
Общество в Скандинавских странах всегда было любопытным. Скандинавы имели смелость идти в неизвестность. Поэтому у них сформировалось мышление исследователей. Жизнь викингов проходила в постоянной борьбе. Именно это легло в основу Высших народных школ. Они учат людей бороться за свои права. Но эту идею скандинавы реализуют через постоянное общение. Диалог становится ключевым элементом построения отношений скандинавского общества.
Неформальное образование начинается там, где прекращается государственная программа обучения. Сегодня в Швеции существуют такие формы неформального образования, как кружки самообразования, библиотеки, музеи и Высшие народные школы для взрослых. Шведское государство финансирует любую форму образования с 1876 года. Если есть желание создать школу, то можно получить финансирование в необходимом размере.
Именно безоговорочное финансирование образования дало скандинавам тот уровень жизни, который мы видим сейчас.
170 лет назад Дания потеряла порядка 30% территорий. Нужны были изменения для трансформации общества и сохранения нации. Скандинавские страны долго искали инструмент, который сможет изменить общество. На это им потребовалось 50 лет.
Сейчас Скандинавия обладает технологией формирования гражданского общества. Название этому Народные высшие школы.
В Украине аналогом Высших народных школ было общество «Просвіта», которое организовали во Львове. Оно ставило себе те же задачи, что и Высшие народные школы. Последняя попытка создания такой школы пришлась на 1918 год. И кто знает, если бы не некоторые исторически обусловленные события, возможно, мы имели бы все шансы пойти по скандинавскому сценарию развития общества.
Вся дидактика в скандинавских школах построена на групповой работе. До тех пор пока ребенок будет формироваться в доминирующей образовательной системе — в стране не будет свободных граждан. Преподаватель выступает скорее ментором или фасилитатором. Он говорит своим ученикам: «Найдите знания, и давайте их обсудим». Это так называемый метод перевернутого класса. В школах, например, нет звонков. А каждый учитель отводит на занятие столько времени, сколько считает нужным. Преподавателю запрещено оглашать на весь класс оценку учеников, а сами оценки начинают ставить с 5-го класса. Вопрос индивидуального подхода решает индивидуальный профиль студента, который состоит из 6 грейдов.
Когда ребенок приходит в центр идеологии, тогда вся образовательная система начинает работать на его благо и благо общества.
Скандинавам нужны осознанные граждане. Высшие народные школы дают полное право выбора. Они убрали все внешние факторы, которые влияют на мотивацию учиться. Потому что когда, например, появляется экзамен, мотивация к обучению может исчезнуть. Скандинавы четко разделили формальное и неформальное образование. Никаких лекций. Книжка — это только помощник, а диалог и речь — основной инструмент. Они учат быть свободными и социально ответственными за то, что будет происходить. Этого можно достичь только тогда, когда у преподавателя и студента есть свобода. Это возможно только при полной автономии школы. В профессиональном обучении отсутствует функция контроля. Эта роль отводится сообществам. A в образовании они создают так называемую безопасную зону.
«В такой среде появляется желание все-все изучить», — говорит гостья лекции.
Высшие народные школы стали своеобразным социальным лифтом шведского общества. Первые народные школы строили исключительно в сельской местности. И обучали там людей новым технологиям в местности. Сегодня школы подготавливают многих специалистов, где нет рисков и не нужна сертификация (как врачам и психологам). В одной из школ можно выучиться даже на профессионального волонтера.
Высшая народная школа — модель современного скандинавского общества.
Преподаватели живут в кампусе вместе со студентами. А программы длятся от 4 месяцев до двух–трех лет. Школа становится моделью скандинавского общества. Поэтому проживание в кампусе обязательно. Высшие народные школы не копируют бакалаврские программы университетов и не могут выдавать дипломов. Они скорее формируют картину мира человека. Скандинавы выбирают любое направление, но вместе с тем изучают обязательные дисциплины по развитию их эмоционального интеллекта, осознанности и активной гражданской позиции. Это и философия, и социальные, и психологические науки. Исходя из этих знаний, человек формирует представление о собственном месте в жизни.
Для того чтобы такая система заработала в Украине, в центре всего должно оказаться общество. Высшие народные школы стали моделью общества всеобщего благополучия. В этом обществе платят много налогов, но знают, что все другие тоже платят много налогов. При этом вся система их распределения абсолютно прозрачна.
«Я понимаю, что в “украинской” Скандинавии мне не жить, но задача построения института, который мог бы формировать проактивное осознанное количество граждан, меня вдохновляет», — рассказывает Сергей Чумаченко.
Украина оказалась в кластере 6 стран: Швеция, Дания, Словения, Прибалтика и Греция, — которые подключены к программе Erasmus+, чтобы сдвинуть процесс запуска Высших народных школ. Первые шаги, конечно, нужно профинансировать. В какой-то период времени институт Швеции готов нас поддерживать, но при условии появления партнера с украинской стороны.
Они самоорганизовались. Кто-то построил дом, кто-то начал преподавать, кто-то привез продукты. То есть народное образование — это когда народ собственными силами создает образование, в котором нуждается. И начинать нам нужно так же, как и они.
«Первоначальная задача сейчас — это сформировать идеологию и выстроить концепцию украинской Высшей народной школы. А также понять и определить, к какой идее нужно готовить украинское общество», — говорит Сергей.
Высшая народная школа в Финляндии, фото pxfuel.com
Скандинавы сформировали общество непрерывного образования взрослых, что вывело их на качественно новый уровень жизни. Высшие народные школы решают вопрос места человека в этом мире, они не зависят от лицензий и не связаны с бизнесом. Сергей признается, что смотрит на эту систему сквозь розовые очки. Но если она — это секрет построения модели общества всеобщего благополучия, то это точно стоит усилий и внимания.
Сергей мечтает создать сеть Украинских народных высших школ, а присоединиться к его инициативе можно здесь.
Джерело фото pexels
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram