Искусственный интеллект, дроны, автопилоты скоро заменят многие профессии. Что ждет наших детей, на кого им учиться? Об этом Отцовскому клубу рассказал известный футуролог, доктор экономических наук Андрей Длигач.
— Андрей, вы, наверное, как никто другой знаете сколько можно найти публикаций в интернете о «профессиях будущего». К чему готовить своих детей? У каких профессий все-таки есть будущее?
— Ни у каких профессий нет будущего.
— В смысле? Объясните.
— В смысле нужно перестать готовить детей к какому определенному будущему. Нам кажется, что мы обязаны что-то передать, чему-то научить. Боюсь, что сейчас не только общество, но и технологии поменялись так, что родители мало что могут передать своим детям. Раньше отец учил своего сына, сын передавал эти знания своему сыну, и так складывалось из поколения в поколение. Как обрабатывать землю, как строить дом.
Теперь базовые технологии сменяют друг друга очень быстро. Уже дети сами настраивают Windows своим родителям, узнают погоду у Siri, пока родитель ищет прогноз погоды, щелкая каналы на телевизоре. Подростки снимают и монтируют ролики для Youtube. Зачастую дети лучше разбираются в том, как устроено современное общество, политика и многие другие вещи.
— Это плохая новость, есть хорошая?
— Да, конечно. Родитель может помочь ребенку вырасти человеком критически мыслящим. Вот в чем может быть ключевая задача родителей. Помочь детям не следовать чужим шаблонам. Ведь нам с детского садика формируют шаблоны: ходить парами, спать днем, есть кашу. Может быть это все исходит из лучших побуждений. Но это превращает детей в шаблонно мыслящих и шаблонно действующих.
Научиться учиться. Вот чем родитель может помочь ребенку. Звучит непривычно, но это именно то, что нужно. Не научить, а помочь. Но помочь не учиться, а помочь ребенку понять самому, как лучше постигать, познавать те или иные объекты. Для этого нужно создавать платформу, территорию для познания. Делать как можно больше вместе. Не учить чему-то, а вместе это делать. Вместе идти с ребенком на курсы моделирования,на taekwondo. Не сдавать его. А вместе с ним идти. Вместе с ребенком заниматься познанием. Не факт, что родитель сможет преуспеть, вполне возможно, что ребенок обгонит его в каких-то умениях, способностях.
Риск ближайшего будущего — 2017-2027 — увеличение возрастного неравенства. Или, как чаще говорят сейчас — эйджизма. Дети и подростки оказались лучше готовы к новому миру. Они перестают испытывать реальную потребность во взрослых. Меняются авторитеты.
Если раньше специалист строил карьеру, основываясь на своем опыте, то теперь карьера строится благодаря отсутствию этого опыта. Если ты не работал в правительстве, значит тебе легче получить позицию заместителя министра, чем человеку с большим опытом. То же самое в бизнесе. Когда нанимают на работу маркетологов, финансистов, программистов, стартаперов, креативщиков, то оказывается, что для экономики инновационного общества, способность творить, создавать что-то новое, ценится выше опыта. А чем больше у тебя опыта, тем сложнее быть инновационным. Что можно с этим сделать? Учиться вместе с детьми, избавляться от шаблонов, учиться новым технологиям, учиться чему-то новому, вместе с младшим поколением получать для себя пропуск в будущее.
Эйджизм меняет сложившуюся в обществе иерархию ценностей, приоритетов. И это сказывается и на образовании. Зачем образование, если буквально все успешные стартаперы высшего образования не имеют и в школе учились плохо? Мало кто понимает, что из миллионов стартаперов становятся успешными даже не десятки, а считанные единицы, а остальные вынуждены идти на работу. И там уже ценится их знание, а не только творческое мышление.
В мире увеличивается количество жителей, что в Украине пока не заметно. Самое главное, мир становится более плоским. Мы начинаем быть связанными с гораздо большим количеством людей, чем раньше. Меняется система коммуникации между людьми. Этот плоский мир, в котором 7,5 миллиардов людей коммуницирует с 7,5 миллиардами. Скоро это будет 10 миллиардов. В этом плоском мире даже само понятие эксперта меняется. Кто такой эксперт? Это человек, которому ты скорее доверяешь, чем эксперт в старом понимании, Нобелевский лауреат или кто-то другой. Экспертов становится все больше.
В таком мире увеличивается количество связей и повышается сложность самого мира, его устройство. Если раньше не было достаточно развитых технологий, смартфонов, Facebook, Google, не было такого интернет покрытия, то теперь все технологии под рукой. В этом усложнившемся мире диффузия инноваций резко ускоряется. Они проникают быстрее. Ты только придумал идею, а оказывается, что уже триста людей эту идею реализовали, а кто-то уже заработал на этом деньги и ты уже опаздываешь. Ты должен быть гораздо быстрей, чем был раньше. Все это приводит к тому, что все больше и больше ценится способность создавать идеи, чем тот опыт, который у тебя есть по той или иной дисциплине.
Пространство для развития подразумевает, что родитель делает учебу интересной для своего сына или дочки. Перестает контролировать. Отказывается от патерналистической модели, когда ребенок должен учиться, поэтому его контролируют по каждому действию. «Руки мыл?» Если не контролировать ребенка, то он руки мыть не будет. Если не запретить «Вконтакте», то люди будут там сидеть, поддаваться российской пропаганде и сдавать в ФСБ свои личные данные. Если не контролировать плательщика налогов, то он не будет их платить. Если студента не проверять контрольными коллоквиумами, то он уже не будет нормально учиться. В новом мире эта модель не работает.
В новом мире работают модели, при которых образование, саморазвитие становится частью естества человека. Получение профессии не должно быть окончательным выбором. Стимулировать школьников, чтобы они определялись в 12, 14, 15, в 18 лет, и даже в 22 года, уже бессмысленно. Человек выбрал для себя профессию бухгалтера, буквально через два-три года как начал учиться, оказывается, что бухгалтера не нужны, поскольку все автоматизировано, и такой профессии уже практически нет. Кому-то нравилось гонять грузовики с восточного до западного побережья Соединенных Штатов. Три миллиона американцев гоняют грузовики, а в 2025 году оказывается, что все грузовики на автопилотах.
Сегодня профессия – это не то, выбирается один раз и на всю жизнь. Теперь образование строится в течение всей жизни. И профессий ты можешь получать множество. Более того, основные прорывы возникают на стыках профессий. Например, человек становится айтишником-косметологом. И благодаря тому, что он и там, и там хорошо разбирается, первые «живые» татуировки на коже — это его.
В прошлом мире был актуален английский тезис: «Перестаньте воспитывать детей, они все равно будут похожи на вас, воспитывайте себя». Теперь уже и это не работает. Дети получат информацию и научатся не только от родителя, и даже не только во дворе. Они уже научатся в Facebook, они научатся в играх, в которые играют на планшете, у них очень много источников получения информации и обучения. Поэтому родитель должен помочь своему ребенку научиться критическому мышлению. Не воспринимать чужие стереотипы, поддавать сомнению, анализу происходящее вокруг, вдумчиво относиться и к тому, что делаешь, к тому, что делают другие люди. Искать причины. Рефлексировать. Пытаться осознать себя в действии, в том, что происходит. Иногда останавливать действие, переходить в рефлексивную позицию и наблюдать. Почему мама говорит такое, почему прохожий так себя ведет. Осознанно действовать и критически мыслить.
Рефлексия помогает понимать, где ты сам принимаешь решения, а где тебя подвели к этому решению. Где тебя подвел к решению телевизор, почему ты голосуешь именно за этих, а не за других, где ты совершил выбор, какую музыкальную группу слушать, что покупать, а что не покупать. Когда ты понимаешь это благодаря рефлексии, критическому мышлению, тогда ты становишься человеком, способным не просто выжить, но и по-прежнему управлять этим миром, не быть игрушкой в чужих руках.
Важно развивать креативность. Креативность – пожалуй, главный инструмент для заработка, для саморазвития в перспективе на 2025-30 год. Создавать иное. Показывать и находить то, что не видели до тебя. Конечно, все сложнее и сложнее заниматься инновациями в мире, в котором инновациями занимается искусственный интеллект. Условными инновациями, конечно. У нейронных сетей больше способностей к обучению, к синектике, к тому, чтобы творить что-то новое, основываясь на обладании огромным количеством информации. Способность творить может выходить за рамки существующего. Творить новое в бизнесе, в творчестве, в чем угодно. И для этого нужно развивать творческие способности с малолетства.
Когда ребенок рисует домик, и домик получается у него круглым, хвалить, а не ругать за то, что у него не квадратные стены. Это очень важно. Мой папа, когда был маленьким, учился в школе при посольстве. Родители работали в Китае, в Корее. Папа жил отдельно. Ему позвонила мама, спросила, как дела в школе, папа рассказал, что получил первую оценку – двойку. Оказалось, что, когда дети рисовали крючочки в тетрадке для прописей, папе было скучно и он ко всем крючочкам пририсовал цветочки. Ему за это поставили двойку. Вопреки той самой двойке папа стал известнейшим изобретателем и сам готовил меня с детства к будущему.
Теперь я узнаю о финском образовании, что как раз именно это поощряется в детях. Не концентрация на твоих ошибках, а концентрация на том, что ты делаешь что-то хорошее, или outstanding, другое, выходишь за рамки. Конечно, для этого нужно учить детей. Что если их поведение, или они сами, не вписываются в какие-то общепринятые рамки, это не плохо, это наоборот их сила, это их способность быть другими. Вот что ценно.
Дети должны быть готовы к жизни в новом мире. Новый мир все больше и больше зависит от роботов, от включенного электричества. Мир, в котором мы, оказавшись на природе, не можем справиться с какими-то элементарными вещами, добыть огонь или понять, какую воду пить можно, или какой гриб есть нельзя. Конечно есть множество гаджетов, которые позволяют (например, SCiO) определить состав какого-то вещества. В таком мире мы начинаем очень сильно зависеть от приборов. А задача родителя – научить ребенка жить, в том числе и в мире, в котором произошел blackout. То есть, отключилось все электричество, некий новый компьютерный вирус сожрал роботов и превратил искусственный интеллект в злейшего врага человечества, как выжить? Этому тоже нужно учиться. Не давать ребенку полностью уходить в мир виртуальный. Выдергивать его время от времени оттуда.
— Как вы относитесь к тенденции ограничивать ребенка в использовании гаджетов, компьютера, потому что это якобы вредит здоровью?
— Я не наблюдал, чтобы компьютер негативно влиял на ребенка. Единственное, что меня беспокоит – ребята, приходящие ко мне на первый курс в университете, от года к году все меньше умеют считать в уме, меньше и меньше стараются запоминать, потому что зачем что-то запоминать, если есть Википедия или Google. Это плохо. Нужно в первую очередь полагаться на себя как на человека. Максимально наполнять самого себя, а не перекладывать это на внешние носители.
Но запретами не добьешься большого успеха. Запретишь ребенку планшет, но не запретишь встречаться с друзьями, а у друзей есть планшеты – он найдет способ. Чем больше запрещаешь, тем больше тянет. А вот мотивировать, создавать другие интересы, показывать какие-то другие интересные, классные пространства, учить читать бумажные книги просто потому, чтобы ребенок умел разное и находил кайф в разном – вот это задача родителей. Мотивировать, объяснять, делать самому, делать вместе. Будущий мир – это мир, который построен на том, чтобы делать что-то вместе, это со-творчество, со-творение.
Что будет цениться? Не обладание определенными ресурсами, потому что доступ к ресурсам будет облегчен. Не количество денег, потому что деньги – весьма большая условность в 2030 году. Важны будут способность вызывать доверие у других людей, репутация, умение быть достаточно открытым, «своим» для других людей.
Доверие очень тонкая материя. Нужно помочь ребенку научиться определять кому можно доверять, и как стать самому человеком, которому могут доверять. Доверие, репутацию нужно формировать с детства.
— В интернет-пространстве ты уже ничего не спрячешь.
— Конечно. Открытость – еще одна особенность нового мира. У каждого есть возможность научиться жить в открытом мире и быть человеком будущего, если научиться критически мыслить, действовать, коммуницировать, строить вместе с другими людьми. Научиться получать удовольствие от дарения, а не от обладания. Жить в мире, не отягощенном владением ресурсами, жить в мире, в котором не обязательно владеть чем-то для того, чтобы чувствовать себя счастливым, быть гибким, перемещаться, путешествовать.
— Почему так важно дарение?
— Следующий шаг развития человека (после личного успеха) – это успех социума. Гармония с социумом. С природой, с пространством. То, что ты умеешь зарабатывать, ничто по сравнению с тем, что ты умеешь отдавать, дарить. Конечно, в нашем мире можно больше отдавать, если умеешь больше зарабатывать. Просто раздаривать себя, не имея ничего — не великой премудрости дело.
— Меньше себя не отдашь.
— Да. Поэтому мы проходим этап накопления капитала. На следующем этапе у человека реализованы все потребности, мы сыты, мы здоровы, мы обласканы. Благодаря роботам, искусственному интеллекту, благодаря безусловному базовому доходу, который рано или поздно будет во всем мире. Налоги будут платить роботы, а человек будет творить и жить в совсем другой реальности. В мире всеобщего достатка что остается важным? Способность как можно больше отдать, а не способность как можно больше захватить. Поэтому способность дарить, уже сейчас воспитываемая волонтерскими движениями, участием не только финансовым, но и посвящение своего времени городу, людям, которые не могут о себе позаботиться, стране – это уже примета будущего.
Интервью подготовила Дарья Дубницкая