Есть такой расхожий стереотип: ни один ребенок не хочет идти в школу. Однако недавний опрос самих детей показал, что это совсем не так: тяга к социализации и воспитанию никуда у школьников не исчезла. Пока свирепствует коронавирус и детей то высаживают на дистантное образование, то возвращают в офлайн, то отправляют на внеплановые каникулы, то придумывают какую-то «смешанную» систему обучения, а родители бьются в истерике и доходят до нервного истощения, пытаясь ко всему этому приспособиться. Психологина Катерина Мурашова провела онлайн-опрос и представила его результаты на snob.
Опрашивала я детей и подростков. Всего опросила 57 человек (планировала 60, но трое так мне и не ответили). 30 девочек и 27 мальчиков. Из них с двадцатью я разговаривала в реальности, с остальными — только онлайн. Тема опроса была по обстоятельствам: а как вы сами-то хотите учиться, воспитываться и все такое. Мне показалось логичным хотя бы раз это спросить, раз уж дети у нас теперь личности, имеют всякие права, и все ждут от них какого-то самовыражения и самореализации, в идеале еще и «творческой». Ну и для родителей и вообще взрослых, как я рассудила, это может оказаться не бесполезным — узнать, чего дети от них хотят и ждут.
Первое, что меня, пожалуй, удивило (но потом я смутно припомнила, что уже сталкивалась с этим в каком-то другом своем опросе), — это категорическое пристрастие детей к общественному воспитанию. Накануне нашествия коронавируса было и даже во время его продолжается много родительских и общественных дискуссий на приблизительно такую тему: нет уже сейчас никакой необходимости ходить в стандартную школу, потому что все самые современные знания теперь уже не у учителя, а в интернете, и это только время зря тратить, просиживать там за партой часы, дни и годы, из которых твоему ребенку учитель сможет лично уделить совсем немного времени, да и программа ему может не подходить, гораздо быстрее и эффективнее научить ребенка тому же самому индивидуально — в семье или через интернет, слушая лекции и уроки хороших преподавателей, выполняя персональные задания, подогнанные по уровню ребенка, не отвлекаясь на соседей по парте, на школьные разборки, буллинг, троллинг и т. д.
Мне самой иногда тоже кажется, что во всем этом есть рациональное зерно. Особенно если считать, что в школу дети в основном ходят все-таки для того, чтобы учиться.
Так вот, из 57 детей только двое однозначно и определенно сказали, что они не хотели бы вообще ходить в школу, а хотели бы учиться дома. Причем один из этих детей и так на домашнем обучении — вроде бы по состоянию здоровья, но мне показалось, что скорее по произволу матери. Он сказал (дословно): «Дома я могу получить индивидуализированное образование, которое позволит мне потом достичь лучшей самореализации в выбранной профессии». Когда дети такое говорят, я почему-то пугаюсь, хотя, может быть, и зря.
Все остальные — за школу. Ходить туда, в здание, в классы, в общественные столовки и туалеты. Некоторые (пятнадцать человек) считают, что часть уроков могла бы проходить где-нибудь еще — во дворе, в лесу, в поле, в городе, в музеях, даже в кафе и ресторанах. Один мальчик (я умилилась) — «на фабриках и заводах, это важно, чтобы человек с детства видел, где и как производится все то, чем он потом пользуется». Самое смешное, что в моем, сплошь дефицитарном, школьном детстве все это было (включая фабрики и заводы, исключая кафе и рестораны), а в их, избыточном и сплошь благополучном, похоже, куда-то подевалось — впрочем, мы как-то в моем блоге обсуждали, что это связано не с леностью и произволом учителей и школы, а с предельной забюрократизированностью. Детей просто невозможно официально никуда вывести и вывезти — слишком много ограничений и запретов.
Несколько (семь) детей думают, что им хватило бы ходить в школу на уроки четыре дня в неделю, а остальное время надо уделять самостоятельному обучению, может быть, под дистанционным руководством учителя или отдыхать.
Совсем уж поразительная вещь для тех, кто не читал фантастики второй половины XX века: 21(!) ребенок и подросток (больше мальчики, чем девочки), в общем-то, высказались за совсем, полностью (вне семьи) общественное обучение и воспитание. То есть фактически за систему интернатов. Дети и подростки живут в таких коммунах (всем им почему-то хочется жить в лесу на берегу озера) под руководством мудрых и спокойных (это важно!) взрослых-учителей-друзей и там же учатся. Родители их иногда навещают, или они навещают родителей. Еще важное: дети там вообще-то не только учатся, но и работают.
Выращивают что-то в огороде, ухаживают за окрестным лесом, помогают младшим (в жизни и учебе), что-то такое полезное производят в ремесленных (они не знают этого термина, но говорили именно об этом) мастерских. Я предложила: наверное, в свободное время развивают в себе творческие навыки — ну рисуют там, лепят, играют на музыкальных инструментах? Почти все опрошенные дети очаровательно морщили носы и отворачивались, а один мальчик твердо ответил: ну, это если кому вдруг очень надо. Еще одна девочка (я опять же умилилась): «Там рядом на озере дом престарелых и дом для детей с нарушениями развития, и еще приют для брошенных и больных животных. И дети из этого интерната после школы туда ходят и им всем помогают. А бабушки и дедушки тоже помогают некоторым уроки готовить и тоже учат чему-то — это полезно и им развлечение. А я бы ходила к животным и прямо там же и на ветеринара выучилась, на практике».
Буллинг-троллинг — еще одна модная тема. Два моих прямых вопроса: тебя когда-нибудь — да? А ты — да? Положительно на оба вопроса ответили сорок детей. То есть сорок детей из пятидесяти семи когда-то кто-то дразнил, и они сами тоже кого-то дразнили. Я вздохнула с облегчением, потому что боялась, что они все мне соврут из желания показаться хорошими или жертвами. Но, слава богу, кажется, я ни у кого такого желания не вызываю. Восемь детей сказали, что их дразнили и травили, а они — никогда и никого. И еще пять сказали, что да — они сами дразнили и принимали участие в травле, а вот их никто никогда не дразнил и не травил. Вообще вне этой темы оказались четверо детей и подростков: ни они никогда никого не дразнили, ни их никто. Дети и их формирующаяся эмоциональность — тренажеры друг для друга. Я бы не стала табуировать эту тему.
Что вы делали, когда вас дразнили? Тридцать один человек — «справлялся сам как-то». Остальные — «жаловался родителям или учителям». Одна маленькая девочка с косичками: «Сначала плакала в туалете, а потом шла бить морду и царапаться».
Все дети, кроме четырех, признают, что воспитывать детей нужно. Четверка (два мальчика и две девочки) полагает, что дети «сами воспитаются», просто глядя на мир взрослых людей, участвуя в их жизни, общаясь со сверстниками, посещая школу и читая и просматривая интернет. В какой-то момент я почти с ужасом поняла, что практически с ними согласна.
Воспитывать детей нужно «личным примером» — так считают тридцать пять опрошенных. Еще семь думают, что взрослым нужно «рассказывать детям, что хорошо и что плохо». Два ребенка полагают, что лучше всего человеческих детей воспитывают домашние животные. Аргумент мальчика меня задел: «Они по крайней мере никогда не врут». Все дети (без исключений!) сказали, что в семье они хотели бы иметь четко очерченные обязанности и так же четко очерченные права, чтобы не было никакого «вот когда ты будешь нормально учиться» или «почему бы нам с тобой просто не поговорить об этом как близкие люди» или «ну мы же с тобой договаривались!» Пятьдесят три ребенка сказали, что они не могут поговорить с родителями обо всем, что их волнует. При этом сорок семь считают, что это нормально. Только шестеро «парятся» по этому поводу и считают, что хорошо бы тут что-то изменить.
Ответы:
любить дружить отстаивать себя и свое мнение подчиняться другим и слышать их мнение играть в футбол хоть чему-нибудь (пять одинаковых ответов) готовить и убираться в квартире (девочка десяти лет) преодолевать собственную лень разговаривать как нормальные люди, а не орать и не заводиться по пустякам прощать не сидеть все время в гаджетах, а делать что-нибудь полезное как найти свое место в жизни как преодолевать трудности что делать с одиночеством быть благодарным понимать язык облаков и вообще природы не надо меня ничему учить, просто будьте рядомНо мне кажется, здесь есть материал, над которым родитель может подумать, выбирая личный воспитательный и образовательный маршрут для своего ребенка.
Джерело фото Kuanish Reymbaev: Unsplash
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram