Ирина Мельниченко, управляющий партнер Youth Flow Academy, АССА, специалист ТРИЗ, рассказала нам, как интегрировать систему ТРИЗ в жизнь обычной семьи и почему этот инструмент очень нужен всем нам для повседневной жизни.
Жизнь сегодня похожа на американские горки, неизвестно, в какой момент тебя ожидает вираж, а в какой – упадешь на лопатки. Родителям современного ребенка приходится сложно: опираясь на собственный опыт, мы хотим вырастить успешные личности, обеспечить будущее сыну или дочери, дать такие задатки талантов, знаний и качеств, которые помогут сориентироваться в любой ситуации и в моменты внезапно меняющихся условий, удержаться на плаву. Легко сказать, да не легко следовать..
Как часто мы действуем по инерции, идя на поводу своих личных переживаний и стереотипов. А еще говорим: «Будь последовательным, учись хорошо, обязательно стань адвокатом/финансистом/ITшником. Ломаем мечты ребенка, следуя своим убеждениям и привычным образам из нашего опыта».
У себя в бизнес-школе для детей Youth Flow Academy за 5 лет работы мы выработали понимание того, что именно стоит сделать для своего ребенка детском возрасте, на каких принципиальных основах должно строиться образование каждого ребенка и как помочь своему ребенку сориентироваться и создать мощный фундамент его будущего. И сейчас я хочу поделиться этим с вами.
Итак, стандартная ситуация: «Ребенку ничего не интересно». Родители измучились предлагать все новые виды активностей. Интереса в глазах ребенка нет ни к чему. Расскажу, что сделать, чтобы этот интерес появился.
Ребенок нуждается в реальных знаниях. Ничего нет бесполезней, чем тратить своё время на то, что не коррелирует с реальной жизнью.
Поэтому, школа/институт с привычными теоретизированными и малоприменимыми знаниями ушли в прошлое. Они не могут удовлетворить интерес ребёнка 21 столетия. Зачем ждать 22 года, когда пробовать хочется уже сейчас, возмущается ребенок. И зачастую прав. Большая часть знаний, приобретенная в студенческие годы, устареет еще до выпуска из вуза.
Ребенка нужно научить ЖИТЬ, то есть дать ему такой инструмент, который позволит сориентироваться в любой жизненной ситуации, найти эффективное решение и достичь свою цель.
Эту цель прекрасно реализует технология развития сильного мышления (системного, креативного, критического) – ТРИЗ.
Система ТРИЗ сегодня используется в огромных корпорациях, в педагогике, в личной жизни и успешно показала свою универсальность, дав миру множество изобретений, успешных примеров выхода из тупиковых ситуаций-кризисов и личных побед. Берем на вооружение и используем: для детей от 5 до 15 лет. Для педагогов и родителей доступен высокоэффективный инструмент, который обеспечит вашему ребенку будущее надежнее, чем формальные знания.
Благодаря последовательному применению в обучении таксономии педагогических целей Блума – Запоминание – Понимание – Применение – Анализ – Оценка – Прогнозирование – мыслительный процесс в голове ребенка нарабатывает нейронные сети и навык решать самые невероятные проблемы и задачки. И тогда ребенок в случае появления реальных жизненных ситуаций меньше подвержен стрессу и легко выдает варианты решений.
В ходе приобретения навыков сильного мышления, ребенок убирает «туннельность» мышления (направленность в одном узком векторе), нарабатывает силу фантазии и смелость генерировать самые невероятные решения (как правило, фантазеры и становятся самыми известными изобретателями и богатыми людьми).
Придумать мало, нужно еще и реализовать, возможно, подумали вы. А это умение развивает вторая сторона ТРИЗ – системность. Этот навык помогает сформировать понимание, как устроены системы, как взаимодействуют ее части и как потенциально может развиваться в будущем та или иная система. Системное мышление автоматически снижает риски неудач и неэффективного использования ресурсов (время, деньги, материалы).
Поэтому, стартовать с овладением ТРИЗ необходимо как можно раньше. С детсадовского возраста. Но если вам 25/35/45 лет еще не поздно! Важно иметь готовность.
{{read_more|Читайте також| 4661, 4575}}
Если вы заведете привычку решать по одной ТРИЗ-задачке, уже через неделю ваши вечера превратятся в драйвовое совместное общение с детьми, наполненное весельем и смехом. Решая тренировочные ТРИЗовские задачки, играя в игры, которые развивают фантазию и творческий подход к жизни, ребенок становится уверенней в себе: он осмысливает, что «Всё в его руках», у него появляется познавательный интерес и понимание – а зачем давались те или иные знания. Привязка к практической применимости найденных решений выстраивает логическую нить мотивации у ребенка.
Поэтому, загляните на сайт, изучите основные приемы и алгоритмы ТРИЗ и начинайте коллекционировать интересные задачки.
В ходе решения задачек у ребенка будут выстраиваться причинно-логические связи, которые являются основой критического мышления. Он начнет понимать, какой вопрос задать, чтобы убедиться в верности формулировки задачи или понимания. В ходе поиска решений, наработается навык аргументировать, формулировать мысли и обосновывать их. А как известно, логика и критическое мышление – залог избежания манипуляций в будущем.
Поиску креативных решений зачастую мешает психологическая инерция. Потому что так устроен наш мозг, продукт эволюции, который всеми силами экономит энергию. Именно этот феномен и объясняет тот факт, что привычные вещи человек делает «на автомате». Страх перед неудачей и боязнь выйти из зоны комфорта также тормозят творчество. А ТРИЗ нивелирует инерцию и стимулирует творчество.
Читайте также следующую колонку Ирины Мельниченко о том, как ТРИЗ помогает решать нестандартные задачи и вы поймете, зачем и как обучать ребенка ТРИЗу.
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram