С этим вопросом родители ко мне не раз приходили на консультации. Более того, последнее время все чаще и чаще меня просят прокомментировать это явление.
Ну что ж, давайте разбираться вместе.
Высокочувствительные дети, люди, родители или HIGHLY SENSITIVE PEOPLE. Об этом феномене впервые заговорила психолог Элейн Н. Арон в 90-х годах.
Элейн Н. Эйрон (Elaine N. Aaron) является научным сотрудником Государственного Университета Нью-Йорка и занимается исследованиями в области врожденного темперамента, психологии любви и близких отношений. Концепция highly sensitive person стала одним из важнейших открытий в психологии в 20-21 века.
Исходя из этой концепции, 20% детей рождаются с предрасположенностью быть высокочувствительными. А сама Элейн утверждает, что эти дети эмоциональнее реагируют на положительную или отрицательную информацию из внешнего мира.
Я в свою очередь склонна считать, что это особенность нервной системы. И как следствие, раз уж эта «особенность» носит физиологический характер, она может на разных возрастных периодах проявляться по-разному.
И, кстати, такие чувствительные дети не закрываются от мира и других людей, НЕ ЗАКРЫВАЮТСЯ, но УСТАЮТ. И здесь очень важно отследить этот момент. Часто на консультациях родители переживают, что у ребёнка есть какие-то неврологические отклонения, но задав пару вопросов выясняется, что контакт глаз поддерживает, с другими детьми общается, играет в разнообразные игры, просто устает от людей и даже от мест. Быстро перевозбуждается, так как остро воспринимает плохое или хорошее отношение других детей/людей к ним самим.
Такие дети часто «берут» себе чужие эмоции, быстро ими заряжаются и впечатляются (от этого тоже устают). Они остро реагируют встречаясь с сильными чувствами, а практически все чувства у них усилены. Ну, то есть воспринимаются гораздо интенсивней.
Они крайне наблюдательны (визуалы), чувствительны к вещам (то трёт, то жмёт, то давит) и переменам, шуму, вкусу и пр., казалось бы, обычным вещам.
Все это – триггеры их нервной системы, у каждого чувствительного ребёнка они свои. Но итог от их воздействия один и тот же –возбуждение и взбаламучивание нервной системы, то есть эмоций.
Они могут быстро перегружаться и именно от этого перегруза плохо себя вести, капризничать или и вовсе убегать от раздражителя.
Каждому ребёнку для безопасного развития и взросления нужен взрослый, высокочувствительному ребенок этот взрослый вдвойне необходим. Взрослый, который принимает, понимает и учит справляться со всем этим, наращивать свою броню и адаптироваться в современном мире.
Да, на все это нужны:
а) силы;
б) терпение;
в) время;
г) знание.
И вот последнее – это то, что я вам могу дать, в блоге, на консультациях или интенсивах. Знание о том, что происходит с вашим ребёнком, понимание, что он «так» не специально и что наличие рычагов/инструментов воздействия и поддержки во многом может облегчить жизнь родителю, который воспитывает сверхчувствительного ребёнка.
На самом деле достаточно банального наблюдения и знания «портрета высокочувствительного человека»!
Но все же хочу поделиться с вами двумя методиками (тестами) диагностики, один из которых, кстати, представлен в книге той самой Элейн Н. Арон.
Одна анкета для родителей и помогает определить уровень чувствительности ребёнка, а вот второй тест уже для нас, взрослых.
ДЛЯ ДЕТЕЙ (точнее для их родителей):
Пожалуйста, ответьте на каждый вопрос как можно точнее. Отвечайте «верно», если это верно или так или иначе относится к вашему ребенку или относилось в определенный период в прошлом. Отвечайте «неверно», если это вовсе не о вашем ребенке или не совсем точно.
Если вы ответили «верно» на 13 и более вопросов, ваш ребенок, вероятно, высокочувствительный. Однако ни один психологический тест не может быть настолько точным, чтобы вы могли определить, как вам вести себя с вашим ребенком, опираясь на его результаты. Если всего один или два признака верны по отношению к вашему ребенку, но проявляются в крайне высокой степени, вы также можете уверенно считать вашего ребенка высокочувствительным.
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
Чтобы пройти самодиагностику, достаточно посчитать количество утверждений, с которыми вы согласны. После этого обратитесь к результатам теста.
Результаты:
Если вы выбрали ответ «верно» для 12 и более утверждений, то, cкорее всего, вы относитесь к сверхчувствительным людям.
Кто такой высокочувствительный ребёнок, мы с вами определили.
Исходя из имеющихся данных можно сказать, что высокочувствительность выражается у каждого такого ребёнка по своему:
- кто-то реагирует на звуки, шум, большое количество людей и пр.;
- кто-то на уровне тела испытывает дискомфорт (все мешает, жмёт и давит);
- кто-то быстро перевозбуждается и поддаётся эмоциям (легко принять за гиперактивность);
- кто-то очень внимателен к деталям, к изменениям и даже острому свету;
- а кто-то ещё и избирателен в еде и т. д.
В общем, родители точно не будут успевать соскучиться.
В восприятии и реакции на окружающий мир таких детей нет ничего плохого, просто так работает их нервная система, вот такая вот у неё чувствительная особенность и здорово, если мама и папа воспитывающие ребёнка будут с крепкой и устойчивой центральной нервной системой , тогда ребёнок сможет «заряжаться» его спокойствием и реагировать менее остро на те или иные обстоятельства.
Все же в воспитании таких чувствительных деток есть свои прелести:
- они эмпатичны;
- творческие и любопытные;
- у них богатое воображение;
- они сообразительны и любят учиться (при доброжелательном подходе);
- они крайне наблюдательны и у них хорошо развита память.
Конечно, трудности в виде истерик, отказов от еды, походов в новые места или сложную адаптацию эти «прелести» не перекроют, но все же, быть высокочувствительным ВЗРОСЛЫМ и научиться жить с таким особым восприятием мира – это большущий плюс, который можно и нужно использовать себе во благо.
{{read_more|Читайте також| 2484, 2063}}
И сейчас я расскажу, как мы с вами можем помочь своим сверхчувствительным детям научиться жить, функционировать и быть конкурентноспособным в этом не простом, но очень интересном мире.
1. НАСТРОЙТЕСЬ НА РЕБЁНКА
Учитывайте эту «особенность» не воспринимая, что он делает что-то назло. Более того, родители, которые сами имеют тенденцию к высокочувствительности, бессознательно «правильно» реагируют на ребёнка.
2. БОЛЬШЕ СТРУКТУРЫ ПОНЯТНОСТИ И ГРАНИЦ
Границы – это вообще отдельная для всех детей, семей и отношений тема.
Границы – это маячки, которые помогают ребёнку понять, «как устроена его семья», это то, что является постоянным (можно/нельзя), статичным, понятным, а как следствие создающим ощущение безопасности.
Выстраивая границы ребёнку, помним о двух важных правилах:
- постоянстве (не зависят от настроения, времени года и т. д.);
- умении их выдерживать (проорал и получил желаемое – так не работает).
Границы созданы, чтобы минимизировать конфликты, помните об этом.
3. ЧЕТКИЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ, ТО ЕСТЬ РЕЖИМ
Контролируйте индивидуальное адекватное возрасту время бодрствования и не допускайте перегуливания. Перегуливание порождает усталость и раздражение, а это в свою очередь приводит к частым пробуждениям и коротким снам.
4. АНАЛИЗИРУЙТЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ И УМЕНЬШАЙТЕ ИХ
Если ребёнок реагирует на шум, то не нужно его специально водить в шумные места, чтобы ,грубо говоря, привыкал. Чувствительные дети не так научаются жить с раздражителями, они наоборот от этого ещё сильнее перегружаются и закрываются в себе или ещё острее реагируют на раздражитель.
Раздражает шов на трусиках? Купите бесшовные трусики. ОЧЕНЬ шумно на определенном участке дороги? Наденьте наушники или закройте ребёнку ушки! Не любит изменений? Предупреждайте заранее, что будет сегодня/завтра и т. д.
5. ДАВАЙТЕ МЕСТО ЕГО/ЕЕ ЭМОЦИЯМ
Сдерживание и подавление эмоций ни к чему хорошему не приводит, поэтому важно учить ребёнка выплакивать грусть, выражать злость, раздражение и даже страх. Обо всех этих методах я много рассказываю в своём блоге.
6. БОЛЬШЕ ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ (РИТУАЛЫ)
Введите рутинные дневные ритуалы, которые нравятся ребенку. Купайте и кормите его всегда одинаково и по возможности в одно и то же время, чтобы эти процедуры не были для ребенка неожиданными. Введите ритуал укладывания перед сном, перед прощанием, новой встречей и т. д.
Чем больше знакомого будет (мест, людей, вещей, игр, еды) в жизни ребёнка, тем легче будет семье.
7. ВРЕМЯ ДЛЯ ОТДЫХА
Важно учить высокочувствительных кого ребёнка расслабляться и делать перерывы, то есть отдыхать, дабы его ЦНС не перенапрягалась. Качественный сон, произвольная игра способствует и снятию напряжения, и перезагрузке ребёнка.
8. ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ИНИЦИАТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Помните, что высокочуствиетльные дети любопытны от природы, но им бывает страшно. А страх тормозит развитие и познавательную активность Поэтому раз за разом поощряйте самостоятельные действия ребёнка, его желание что-то сделать самому или попробовать новое.
Ну, а если был какой-то негативный опыт и ребенок зациклился на нем, то попробуйте постепенно вводить что-то похожее, но немного отличающее от того, что так сильно напугало или не понравилось малышу, тем самым заменяя негативную ассоциацию на безопасную (ключевое: постепенно)
9. БУДЬТЕ СПОКОЙНЫ САМИ
Тут даже расписывать не буду почему. Думаю, вы и без меня все прекрасно понимаете.
10. ПОСЕЩАЙТЕ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА
Часто чувствительным детям, да что уж там, взрослым, нужна поддержка со стороны. Другой устойчивый взрослый, который подскажет, поддержит и поможет поговорить о своих негативных чувствах и переживаниях.
Помните, что чувствительные детки склонны к тревогам и страхам и дабы всего этого избежать вовремя обращайтесь за помощью. Вообще обращаться за помощью – это нормально.
{{read_more|Читайте також| 4607, 4920}}
Джерело фото Depositphotos
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram