Меню
Вхід і реєстрація
Семейное образование распространено в 45 странах мира и с каждым годом становится всё популярнее. В США 2,5 миллиона детей обучается дома и их число ежегодно увеличивается на 5–12%.
В России семейное обучение было нормой до середины XIX века. Воспитанием и обучением детей в дворянских и купеческих семьях занимались приглашённые учителя и гувернёры (часто — иностранные).
После революции образование попало под жёсткий контроль государства. Учиться дома разрешалось лишь детям с инвалидностью.
В 1990-е годы в законодательстве вновь появилось семейное образование. Но по-настоящему востребованным в России оно становится только сейчас.
По данным интернет-журнала «Семья и демографические исследования», более 100 тысяч семей ежегодно отдают предпочтение получению образования вне организации. Опыт семейного обучения уже получили более 1,5 миллиона человек.
В Сети внешкольную форму обучения называют по-разному: семейное образование, домашнее обучение, анскулинг, хоумскулинг. Не всегда под этими терминами подразумевается одно и то же. Поэтому давайте сначала определимся с терминологией.
Согласно статье 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в России существует две формы получения образования:
В последнем случае выделяется две формы обучения: семейное образование и самообразование (для детей старше 15 лет).
Семейное образование — это обучение вне школы. Родители самостоятельно организуют образовательный процесс, а дети осваивают учебный план.
Формально правильно говорить именно «семейное образование». Но с англоязычных сайтов к нам пришёл и укоренился термин «домашнее обучение» (от английского homeschooling). Суть та же, поэтому далее в статье термины «семейное / домашнее обучение» и «семейное образование» будут использоваться как равнозначные.
С чем не стоит путать семейное обучение, так это с надомным обучением, экстернатом и анскулингом. На дому учатся дети с инвалидностью, при этом де-юре они закреплены за образовательным учреждением. Просто учителя приходят домой или ведут уроки по Skype (на канцелярите это называется «с привлечением дистанционных образовательных технологий»).
Экстернат — это форма аттестации для тех, кто учится вне каких-либо учреждений, а анскулинг (от английского unschooling) — просто не ограниченное школьной программой обучение без промежуточных аттестаций.
Екатерина Шерченкова
Руководитель учебного направления проекта «Экстернат и домашняя школа „Фоксфорда“.
— В обычных школах учителями мало уделяется времени отдельному ученику. Если ребёнок быстрее понимает материал, ему никто не позволит на уроке встать и уйти или читать книгу на задней парте. Он вынужден повторять то, что уже знает, так как в классе кто-то не понимает материал. У него падает мотивация, и он постепенно становится «середнячком», чтобы не выделяться.
Обратная ситуация: класс идёт по программе, а ребёнок не успевает на уроке записывать за учителем, медленнее понимает предмет, переспрашивает. Появляется всё больше и больше пробелов в предметах.
Михаил Лазарев
Основатель и идеолог проекта «Интернет-урок».
— Учёба хороша, если в классе 4–5 учеников и по всем предметам высококлассные учителя, если есть возможность заниматься в своём темпе, задавать вопросы. Но, чтобы обеспечить местом в такой школе каждого ребёнка, стране потребовалось бы 3,5 миллиона учителей по каждому предмету. Это, конечно, невозможно.
В соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в нашей стране является обязательным.
Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации
То же закреплено в статье 44 Федерального закона «Об образовании».
Дать образование, а также «заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребёнка» обязаны родители. Не государство, не школа — родители. Именно поэтому по закону они имеют право выбрать форму получения образования и форму обучения.
Семейное образование, как правило, выбирают по следующим причинам.
Наталья Иванченко
Мама ребёнка на семейном обучении, социолог, психолог, в прошлом учитель истории.
— Александр на семейном обучении второй год, с 5-го класса. Когда он закончил начальную школу, стало понятно, что школьных знаний недостаточно, а время затрачивается колоссальное. Из-за уроков и домашних заданий не получалось заниматься шахматами, гольфом и другими хобби. Тогда мы приняли решение о переходе на домашнее обучение.
С 5-го класса Александр занимался по школьной программе дома с помощью онлайн-школы и домашних учителей, а по субботам посещал английскую школу. При этом оставалось время на посещение различных развивающих мероприятий.
В 6-м классе ситуация изменилась: Александр поступил в среднюю школу в Шотландии, и мы на время уехали из России. Но система домашнего обучения позволяет нам параллельно учиться в русской школе и добиваться хороших результатов как дистанционно, так и непосредственно в английской школе.
Когда Александру исполнится 16, мы снова обсудим с ним его цели и примем решение о том, где он будет готовиться к поступлению в университет — в России или Великобритании.
Если среди названных выше причин перехода на семейное обучение есть актуальные для вашей семьи и вы захотели попробовать эту форму обучения, будьте готовы пройти следующие шаги.
Основное общее образование обязательно. Поэтому органы местного самоуправления ведут учёт детей, имеющих право на его получение. Проще говоря, в каждом территориальном управлении или департаменте образования есть список детей, в котором указано, где и как они учатся.
Обычно с чиновниками контактирует школа. Она информирует, что зачислила к себе такого-то ученика, а другой обучающийся ушёл после девятого класса в техникум и так далее.
При выборе семейного образования обязанность информировать органы местного самоуправления ложится на родителей (статья 63 Федерального закона «Об образовании»).
Для этого необходимо однократно написать заявление-уведомление о намерении выбрать семейное образование на имя начальника местного управления образованием. Образец можно посмотреть здесь. Заявление лучше отнести лично. Зарегистрируйте его в секретариате и получите отметку о вручении на своём экземпляре.
Одновременно с уведомлением органа управления образованием родители, как правило, пишут заявление в школу.
Если ваш ребёнок учился в школе и она вас устраивает, просто напишите заявление директору о переходе на семейное образование (образец заявления можно найти здесь).
После этого со школой можно заключить договор о получении образования в форме семейного образования (примерный текст). Это означает, что ребёнок будет находиться в контингенте данной школы и иметь с остальными обучающимися равные академические права.
При прикреплении к школе ребёнок имеет право получать учебники из её фонда, пользоваться её библиотекой, посещать секции и кружки, участвовать в проводимых в школе концертах и других мероприятиях.
Но заключать договор со школой не обязательно: в школу можно зачисляться только на время аттестации. Для этого нужно написать заявление на имя директора.
Если вы хотите сменить учебное заведение, напишите заявление об отчислении и пройдите описанную выше процедуру в новой школе.
Если ребёнок никогда не ходил в школу, попросите в местном органе управления образования список учреждений, работающих с детьми на домашнем обучении. По закону проходить промежуточные и итоговые аттестации можно не только на базе школы, но и в других организациях, «осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам». Например, в вузах.
Перейдя на домашнее обучение, родители должны организовать образовательную деятельность ребёнка: определиться с предметами, нагрузкой и интенсивностью обучения.
Вот что говорит об этом Наталья Иванченко:
— Семейное обучение — это полная смена образа жизни семьи. Должен появиться ответственный взрослый, который готов взять на себя всю организацию процесса обучения: от обустройства учебного места до проверки знаний и постоянного обсуждения с ребёнком тех или иных тем.
Родитель в семейном обучении — это коуч. Он ведёт ребёнка к той цели, которую они вместе выбрали, поддерживает интерес к учёбе, в какой бы форме эта учёба ни велась. Ну и конечно, все ошибки, недочёты и пробелы образования больше нельзя списать на школу. Это ваш выбор и только ваша с ребёнком ответственность перед самими собой.
Некоторые мамы и папы воспринимают термин «семейное обучение» буквально и примеряют на себя роль учителей. Подспорьем служат учебники и многочисленные образовательные интернет-ресурсы.
Занимаясь с ребёнком самостоятельно, родители лучше узнают его и растут вместе с ним. Никаких «сын, ну-ка принеси дневник». Между взрослым и ребёнком складываются по-настоящему доверительные партнёрские отношения.
Самостоятельно учить ребёнка — значит взять на себя ответственность за качество образования. Больше нельзя будет обвинять школу в том, что там учат неправильно, недостаточно и не тому.
Далеко не все родители могут позволить себе учить детей самостоятельно. Это занимает много времени, а ведь нужно ещё работать и решать бытовые проблемы. Поэтому второй способ — это репетиторы и различные центры образования.
Обычно родители нанимают репетиторов по основным предметам и дополнительно записывают детей в различные центры образования и так называемые альтернативные школы. В одной вашего ребёнка научат программированию, в другой — актёрскому мастерству, в третьей обучение идёт по методике Монтессори и так далее. В некоторых из них проводится аттестация. Вот переченьальтернативных и семейных школ.
Третий способ — обучение в онлайн-школе.
«Фоксфорд», «Интернет-урок», «Мобильная электронная школа», «Виртуальная школа», «Экстерн-офис» — это лишь часть площадок, где ваши дети могут получать знания не выходя из дома.
В онлайн-школах дети смотрят уроки в режиме реального времени, общаясь с учителями и сверстниками в чате, выполняют домашние и контрольные задания на сайте. Почти как в обычной школе, только не нужно вставать в семь утра, чтобы успеть к первому уроку: запись любого из них можно пересмотреть в удобное время. При этом программы онлайн-школ зачастую глубже и интереснее школьных.
Алиса Клима
Директор по развитию «ЯКласс».
— Как и за все блага, за такой праздник обучения, творчества и жизни надо платить. Высвобождение времени требует его немедленного использования. Детям необходимо меню из различных видов деятельности. Изучение иностранного языка, музыка, рисование, шахматы, теннис, карате — всё это стоит денег.
Домашнее обучение подходит семьям, которые готовы тратить 60–100 тысяч рублей в месяц, чтобы обеспечить должное качество и системность процесса без ущерба собственной психике.
Аттестация — это контроль за освоением обучающимся образовательной программы. Результаты аттестации должны подтвердить, что ребёнок знает и умеет не меньше, чем заложено в утверждённом учебном плане.
Аттестация бывает промежуточная (за класс) и итоговая. Обе проводятся бесплатно. Правила проведения промежуточной аттестации изложены в статье 58 Федерального закона «Об образовании».
На практике всё выглядит так.
Вы прикрепились к школе или просто изъявили желание пройти в ней аттестацию. В учебном заведении издаётся акт со сроками и порядком проведения этого мероприятия. Фактически это список предметов, напротив каждого из которых указана дата и форма сдачи (контрольная, тестирование и так далее).
Большинство школ для обучающихся в семье проводят две (декабрь и май) или одну промежуточную аттестацию (май). Сама процедура зависит от заведённых в школе порядков. Где-то требуют, чтобы ребёнок всё сдавал очно, в других школах дают прорешивать тесты и контрольные на дом.
Если ребёнок не проходит аттестацию по какому-либо предмету, у него образуется академическая задолженность. Пересдавать можно не более двух раз в пределах одного года с момента образования задолженности. Сроки устанавливает школа, проводящая аттестацию.
Государственная итоговая аттестация (ГИА) обязательна для всех обучающихся, независимо от формы обучения. Она проводится по контрольно-измерительным материалам Федерального института педагогических измерений по окончании 9-го и 11-го классов. В 9-м классе итоговая аттестация называется ОГЭ — общий государственный экзамен; в 11-м — ЕГЭ, единый государственный экзамен.
Вот что говорит об этом Екатерина Шерченкова:
— Родителям при переходе на семейное обучение необходимо пройти несколько инстанций и написать заявления. Семейное образование регулируется договором между школой и родителем. Нет типового договора — родитель может обсудить со школой все важные моменты.
В идеале школа обязана подготовить для каждого учащегося «дорожную карту» по предметам, чтобы ребёнку было легче готовиться. Это большой пласт работы как со стороны школы, так и со стороны родителей.
При прохождении промежуточных аттестаций можно столкнуться с пренебрежением со стороны отдельных учителей. Они не могут свыкнуться с мыслью, что учащийся может изучить предмет самостоятельно и за меньшее количество времени. Но предрассудки улетучиваются, когда ребёнок показывает знания выше, чем ожидает школьный учитель.
При выходе на ГИА у учащихся семейной формы обучения обычно не возникает сложностей. Они на общих основаниях принимают участие в итоговой аттестации и получают такой же аттестат, как и другие ученики.
Начнём с хорошего.
Наталья Иванченко считает так: «Главный плюс — свободное время, которое можно организовать по своему усмотрению. Через год обучения мы поняли, что можем спокойно уехать из России, но сохранить своё обучение в русской системе образования, сдавая экзамены и подключившись к онлайн-школе».
Обратная сторона медали семейного образования такова.
Вот что говорит об этом Алиса Клима:
— Самая большая и наименее прогнозируемая трудность — это найти время и волю, чтобы организовать системный процесс. Родители часто переоценивают свои силы. А между тем, при переходе на семейное обучение одному из них, скорее всего, придётся пожертвовать карьерой.
Если в семье больше одного ребёнка, семейное обучение даже одного из них требует колоссального ежедневного труда. А домашнее хозяйство при этом тоже никто не отменял. Жонглировать занятиями с детьми, обеспечением трёхразового питания, уборками, глажками, шопингом на практике крайне трудно. Надолго ли хватит родителя при таком ритме?
Никита Белоголовцев
Главный редактор Mel.fm.
— Плюс, конечно, что нет недостатков современной школы. Учитель не орёт, в классе нет отстающих (если сам не отстаёшь), никто про телегонию не рассказывает, потным после физкультуры за партой не сидишь — и ещё миллион грехов разной степени тяжести.
Основной минус в том объёме усилий, который нужно прикладывать, чтобы альтернатива получилась качественной. Это не «пришла с работы, и мы с интересом обсудили хордовых и героев Тургенева». Это так не работает. План, работа, постоянство, внеурочные занятия и много-много времени. И денег тоже прилично, кстати.
Семейное образование — необычная и очень интересная форма обучения. И хотя подходит она далеко не всем семьям и детям, интерес к ней растёт с каждым годом. Государственные школы оттачивают работу с учениками на домашнем обучении, частные — готовят к аттестациям. Родители объединяются в сообщества, обмениваются опытом семейного обучения. Выпускаются тематические книги, выходит специальный журнал «Семейное образование». Проводятся фестивали, семинары, конференции.
О перспективах развития семейного образования Лайфхакер спросил экспертов.
В последние годы в России набирает популярность система получения семейного образования дистанционно. Постепенно включаются школы, вузы. Есть предположения, что крупнейшей онлайн-компанией в 2030 году будет онлайн-школа, обучение с участием роботов-учителей, профессиональных ботов.
С одной стороны, очевидно, что сейчас это модная, отчасти даже хайповая история. Многие о ней только поэтому и думают. Эта пена осядет за пару лет.
С другой стороны, копится и разочарование в нашем образовании. Сейчас в школу детей ведут люди, которые сами привыкли к комфорту, относительному достатку и прочим радостям сытых двухтысячных. Эти люди привыкли, что можно заказывать товары онлайн и вызывать Uber. И этим людям гораздо сложнее поверить, что в школьном туалете нет бумаги.
Сторонники семейного образования очень активные, по-хорошему «громкие», поэтому создаётся ощущение, что их стало очень много. Это не совсем так. Точных цифр у меня нет, но, насколько я понимаю, речь идёт о нескольких десятках тысяч детей в России, которые учатся на дому. Думаю, что в обозримой перспективе эта цифра принципиально не изменится.
У семейного обучения колоссальные перспективы как в России, так и в мире.
При семейном образовании родители имеют возможность выбрать, чему и как учить своего ребёнка. В интернете можно учиться у лучших учителей и по лучшим материалам.
Если по хорошему сценарию будет снято два фильма с неизвестными исполнителями, только один — в центральной киностудии, а другой — в соседнем дворе, какой фильм будете смотреть вы?
По мнению экспертов, семейное образование никогда не будет охватывать в России более 5–10% учащихся. Это вполне реалистично. Качественное домашнее обучение смогут обеспечить единицы.
Домашнее образование справедливо называют элитарным. Не потому, что доступно только богатым, а потому, что требует особой идейности. Дети финансовых элит обычно обучаются в частных или заграничных школах. Домашнее обучение — для тех, у кого сложилось чёткое понимание приоритетов семьи (например, путешествовать и менять место жительства), и тех, кто готов ради образования ребёнка отказаться от собственных амбиций.
Перед принятием сложного решения об уходе из обычной школы нужно очень хорошо подумать, нужно ли вам это и зачем вы это делаете, посоветоваться с педагогами, психологами. Желательно сохранить хорошие отношения со школой, где ребёнок будет проходить аттестацию. И только после всех этих шагов принять решение. Потому что главное — чтобы ребёнок был счастлив и чтобы любовь к учению не иссякла.
Теги: переваги , сімейна освіта