Любой родитель хочет, чтобы дети жили лучше его. Но важно оставить в наследство не состояние или счета, а правильное отношение к деньгам. Толковые советы отца двоих детей и главного редактора журнала «Деньги» Александра Крамаренко
Правило первое. Начинайте объяснять ребенку что такое деньги с того возраста, когда он освоил устный счет. Чаще всего это дошкольный возраст — 6-7 лет. Для этого хорошо подходят монеты. Жаль только, что на них у нас нынче почти ничего не позволяют купить. Но зато легко показать, что за десять монет по гривне можно купить большое вкусное мороженое, а за десять монет по 50 копеек ‒ нет. Это замечательно в возрасте до 6 лет, когда дети осваивают устный счет. Заодно и в устном счете попрактикуемся. Цифры на ценниках – отличное упражнение. Так постепенно можно перейти и к банкнотам, к цифрам на них.
Правило второе. Ребенку необходимо мягко передать идею накопления. К примеру: подарить на день рождения не игрушку, а небольшую сумму — 200 или 300 гривен. А если так сделали не только вы, родители, но и родственники или друзья, тогда у малыша появляется выбор: сложить все подаренные деньги вместе и купить себе что-то более ценное. Или потратить порознь на что-то более обыденное.
Возможно, ребенок захочет, чтобы бабушки-дедушки в складчину купили ему недешевый планшет? Поздравления! Ваше дитя начало осваивать основы бюджетирования.
Правило третье. Сумма карманных денег должна зависеть не от ваших возможностей, а от уровня восприятия ребенка. Дошкольники живут одним днем, им не нужно выдавать деньги на неделю или на месяц. То есть выдали сегодня – на то, что нужно сегодня оплатить. Не стоит впихивать понятия, до которых он банально не дорос. Не плыть по воле волн, но все же не давить и не впихивать то, к чему ребенок не готов. И да, деньги – это не самоцель, а инструмент. Инструмент управления интересами, желаниями, успехами)))
Вот мы пошли в школу – тут та же история: до восьми-девяти лет лучше выдавать деньги на карманные расходы ежедневно. И обсуждать — на что именно это должно быть потрачено.
Правило четвертое. Сумма, которую вы выдаете, должна быть чуть больше, чем он потратит не неизбежные ежедневные расходы. К примеру, булочки или печенье в школьной столовой стоят 20 гривен, значит можно выдать 30 или 40. А остатки каждый день откладывать в отдельный конверт или копилку. Такая тактика нужна, чтобы научить планированию и бюджетированию.
Правило пятое. Используйте накопления как стимул. То, что ребенок накопил, нужно тратить только на то, что он хочет сам — игрушки, книги, игры,конструкторы. Иначе вы просто лишите его мотивации накапливать. Если туфли, кроссовки, рубашку или штаны вы и так собирались ему купить, не поддавайтесь соблазну использовать 1000 гривен из его накоплений. Сейчас сэкономите, а ребенку будет обидно, сами потом пожалеете, что лишили его такой интересной взрослой игры как накопления.
Правило шестое. Как только увидите, что дитё способно самостоятельно сохранить и потратить с толком, можно предпринять смелый шаг – начать выдавать ему деньги на неделю. Разумеется, вряд ли стоит ожидать этого раньше девяти лет. Хотя…. Нынче дети развиваются быстро, если видите, что умеет планировать и разумно вести свой маленький ежедневный бюджет, — рискните перейти на еженедельный.
Правило седьмое. После 10 лет вполне можно отправлять ребенка за мелкими покупками, думая о его безопасности, конечно. И можно предложить при походе в супермаркет вместе покупать по заранее составленному списку – и приучите к пониманию ценности денег, цен, трат. А заодно – вложите в голову непринятие спонтанных покупок, которые пробивают бреши в личном бюджете.
Правило восьмое. После 10 лет – самое время начать рассказывать о депозитах, кредитах, кредитных картах. Это «взрослый мир», детям очень интересно туда заглядывать. Оптимально, если такие разговоры будут возникать в результате интереса со стороны ребенка, а не под давлением родителей. Переход на недельное личное денежное планирование – чудесный повод для того, чтобы познакомить ребенка с работой денег. То есть к тому, что деньги способны на тебя работать. Схема очень проста. Договариваемся, что накапливаемые еженедельно суммы после карманных трат собираем в «копилку», чтобы потратить на какую-то мечту.
Если собранная сумма по итогам месяца – дольше в этом возрасте не стоит планировать, нет пока осознания таких сроков – окажется не меньше оговоренной изначально, родители добавляют свою часть. И эта часть вполне может быть вдвое-втрое больше собранной самим ребенком.
Так постепенно можно выйти на следующий уровень: выдачу ежемесячного «вспомоществования». Скорее всего, это реально сделать после 12-13 лет – в зависимости от склада характера и адаптации к денежным умениям))).
Так постепенно можно выйти на следующий уровень: выдачу ежемесячного «вспомоществования». Скорее всего, это реально сделать после 12-13 лет – в зависимости от склада характера и адаптации к денежным умениям))).
Правило девятое. Размер доходов или расходов семьи — внутренняя информация. Дети должны понимать, что это никому из посторонних знать не нужно. «Деньги любят тишину» ‒ это относится не только к банкам, но и к семьям. Ведь чужие люди могут интересоваться нами и нашей семьей с недобрыми целями. Детям нужно в очень раннем возрасте пояснить, что папа с мамой и братики-сестрички ‒ это ближний круг, в котором можно и нужно доверять. И есть круг дальний ‒ где лишнего говорить ни к чему. И что о таком интересе к внутрисемейным делам со стороны «чужих» нужно рассказывать родителям.
Правило десятое. В 12-13 лет ребенку можно платить ребенку за какое-то дело, которое находится за рамками обыденных домашних работ. Оплату должна следовать в таком возрасте практически незамедлительно. Но постепенно такие работы могут становиться более и более растянутыми во времени. Например, что-то делать не «здесь и сейчас», а, например, на протяжении недели. Тогда и оплата – по итогу. То есть создается навык планирования работы, деятельности. После 12-13 лет ребенок уже должен приучаться планировать перспективы, «проекты» в горизонте 1-2-3 месяцев, не меньше.
В этом возрасте поездки с родителями на отдых за границу и в красивые места в Украине вполне могут служить для мотивирования. В смысле: дети должны понимать, что такое приятное времяпрепровождение – результат предварительно приложенных усилий, эдакая «награда себе».
После 13 лет вполне можно подсовывать популярные книжки о финансах. С сожалением скажу, что этот объем «денежных» навыков, что описан от начала до вот этой строки, доступен далеко не всем взрослым. Но мы же инвестируем в будущее наших детей?