Развивать умение мыслить нестандартно можно уже с первых лет жизни ребёнка. Издательство Clever делится полезными стратегиями и книгами, которые могут в этом помочь.
Креативность сегодня востребована во всех профессиях, поэтому стоит начинать готовить детей к решению нестандартных интеллектуальных задач как можно раньше. Те дети, которые научатся предлагать оригинальные решения и генерировать новаторские идеи, будут иметь больше возможностей стать в будущем востребованными специалистами. Чёткого алгоритма приобретения креативных навыков пока не вывели, но начать развивать их можно с помощью разных стратегий и книг.
1. Задавайте открытые вопросы
Обычно дети дают такие ответы на вопросы, которые можно заранее предугадать. Если же задавать им вопросы, требующие изобретательности и воображения, то получится стимулировать их творческое начало. Например: «Как бы ты поступил, если бы заблудился в лесу?»
2. Устраивайте общие дискуссии
Такие беседы можно проводить в школе, в детском саду или в семье, задействуя всех присутствующих и задавая вовлекающие вопросы. Это позволит детям научиться анализировать и оценивать свои и чужие мысли. Привыкнув к такого рода разговорам, они смогут сами задавать себе подобные вопросы и станут более креативными. Пример: «Кто может продолжить мысль Марка? Почему ты так думаешь? Кто с этим согласен? Какая есть связь между идеями Лизы и Нины? Чем твоё предложение отличается от моего?»
3. Визуализируйте процесс мышления
Этот метод поможет детям лучше понять чужие мысли и сформулировать собственные идеи более точно и наглядно. Кроме того, визуализация позволяет выразить то, что не всегда легко передать словами.
4. Хвалите за оригинальность
Это одно из главных условий развития творческих способностей и нестандартных подходов. Вместо того чтобы просто поощрить ребенка за правильный ответ на вопрос, попросите его рассказать, как он пришёл к этому решению, похвалите за собственный ход мыслей или удачные приёмы вычисления.
5. Ставьте конечную цель и давайте детям свободу в выборе пути к ней
Часто взрослые заранее знают, как именно выполнить задание, и навязывают своё видение детям. Но как тогда им проявить самостоятельность, как быть оригинальными? Изобретая собственные методы достижения цели, дети чувствуют себя увереннее, больше полагаются на свои силы и способности, вместо того чтобы пытаться угадать желания взрослых или правильный ответ.
1. Главная книга малыша. Развиваем мышление
Для кого: для детей от года до 4 лет.
Книга научит различать большое и маленькое, высокое и низкое, мокрое и сухое, грязное и чистое, горячее и холодное. В ней наверняка найдётся и то, с чем ребёнок уже сталкивался, и новые понятия, которые ему только предстоит освоить.
Для чего: для развития внимания, памяти, речи, пространственного мышления, тактильных ощущений, навыков сравнения, любознательности, понимания окружающего мира.
2. Книжка-находилка юного сыщика
Для кого: для детей 4–6 лет, которые любят рисовать и рассматривать рисунки.
Задача — найти замаскированные на страницах книги предметы и самому их «спрятать». Заодно можно играть в игры, отмечать найденное наклейками и решать задачи, которые под силу только самым внимательным и увлечённым сыщикам.
Для чего: для развития внимания, сообразительности, логического мышления, быстроты реакции, умения посмотреть на ситуацию с разных сторон. Книжка очень выручит, если понадобится надолго занять ребёнка в дороге или в очереди.
3. Мозголомки и ребусы для юного гения
Для кого: для детей от 5 лет, которым нравятся игры с буквами и цифрами, ребусы и задачки на сообразительность.
40 увлекательных заданий, собранных в этой книге, не требуют родительского контроля: ребёнок вполне справится с ними сам, если вы будете его хвалить и поощрять. Чтобы малыш перестал бояться сложных вопросов, достаточно заниматься по 15–20 минут в день.
Для чего: для раннего развития познавательных способностей, логики, творческого мышления, находчивости, внимания. Иначе как заметить в одной из задачек, что 8-рублёвых монет не бывает?
4. Я изобретатель! 60 творческих заданий, чтобы научиться нестандартно мыслить
Для кого: для детей 6–10 лет, которые любят изобретать, мечтают поработать в научной лаборатории и с удовольствием придумывают новые применения известным предметам. Авторы книги уверены, что изобретательству можно научить, а смекалку — развить, как музыкальный слух.
Для чего: чтобы научиться структурировать информацию и выделять главное, высказывать и обосновывать свои предположения, находить оригинальные решения и тренироваться мыслить нестандартно. Книга позволяет преодолеть инерцию мышления, научиться выявлять и разрешать противоречия, тренировать воображение, исследовать сложные проблемы и находить способы их преодоления.
5. Новаторы. Ребусы, игры, головоломки
Для кого: для детей 6–11 лет, которые любят искать отличия между двумя картинками, продолжать логические ряды, отгадывать кроссворды, играть с буквами, решать ребусы и находить лишнее.
Для чего: для развития логики, воображения, творческого мышления, внимания. А также для того, чтобы понять, что ближе вашему ребёнку: буквы или цифры, лабиринты или ребусы, рисунки по точкам или рисунки «из головы».