Девочкам - куклы, мальчикам - конструкторы. Как изменить гендерные стереотипы и распознать в девочке будущего инженера
Представьте себе ситуацию: две маленькие девочки Дженет и Джесси играют с детским колесом обозрения. Что здесь такого? На первый взгляд - ничего, если бы шестилетние подружки не собрали его сами с помощью конструктора Roominate.
Дивіться найповніший каталог незалжених навчальних закладів України. Тут ви зможете підібрати найкращий заклад для вашої дитини
Создательницы конструктора Roominate - две студентки Стэндфордского университета: Элис Брукс и Бетина Чен. В 2012 году они решили придумать игру, которая развивала бы у девочек 6-9 лет любовь к чисто мужской профессии - инженерии. Ради эксперимента они разместили первый прототип игрушки на Kickstarter и неожиданно собрали в три раза больше заказов, чем планировали. Затем проект заметили инвесторы и вложили в него $500 000. Год назад новую версию этого же конструктора на Kickstarter заказали для своих детей около 300 родителей.
Узнав об этой истории, я задумалась: действительно, почему в детстве никто не предлагает девочкам конструкторы? Почему родители с завидной регулярностью подсовывали мне пони и кукол? А что, если во мне погиб великий архитектор или инженер?
Ладно, учитывая, что процесс продевания нитки в игольное ушко вгоняет меня в панику, а единственное, что я хорошо делаю руками, - откупориваю бутылки шампанского, вряд ли мы загубили мой архитекторский потенциал. Но есть же другие случаи. Насколько справедливо то, что девочки с предрасположенностью и интересом к конструированию получают в подарок кукол? Ведь чем раньше мы выявим предрасположенность нашего ребенка и будем правильно ее развивать, тем больше драгоценного времени мы сэкономим.
В том же 2012 году на рынок вышел похожий на Roominate конструктор под названием GoldieBlox, и тоже для девочек. Его фаундер - американка Дебби Стерлинг. Как и фаундеры Roominate, Дэбби - выпускница Стэнфордского университета, который окончила в 2005 году. Заметив полное отсутствие на рынке игрушек конструкторов для девочек, она решила создать такой конструктор самостоятельно. GoldieBlox - набор из пластиковых модулей с книжкой в подарок.
Героиня книги, идущей в комплекте с конструктором, маленькая девочка Голди Блокс, говорит, что всегда хотела стать инженером, предлагая девочкам принципиально новую ролевую модель поведения. На страницах книги она рассказывает, что можно создать с помощью конструктора GoldieBlox.
Поначалу Дэбби пыталась получить поддержку для продвижения GoldieBlox от Нью-Йоркской ярмарки игрушек, но организаторы ярмарки посчитали, что такого рода конструктор не имеет коммерческого потенциала и не будет востребован.
Нью-Йоркская ярмарка игрушек тоже может ошибаться: в 2014 году GoldieBlox попал в список самых инновационных компаний мира, а издание Business Insider включило Дэбби в топ-30 женщин, которые меняют мир. Кроме этого, GoldieBlox заинтересовались 5 500 человек, а фаундер собрала на платформе Kickstarter $285 000.
Согласно статистике, на сегодняшний день в США среди инженеров только 11% женщин. Игрушка Дэбби была призвана изменить эти цифры. Ту же цель преследовал и Roominate. Основательницы этих конструкторов хотели показать девочкам, как увлекательна бывает математика, как интересно собирать из деталей дома, города, железные дороги или мосты.
История может рассказать нам о многих женщинах - изобретателях и инженерах. Одна из первых, кто не побоялся развить и применить свои знания, - ученая греческого происхождения Гипатия Александрийская. В 315 гг. до н. э. она изобрела гидрометр и читала лекции в Александрийской школе.
Или, например, американка Табита Бэббит. В XIX веке именно она впервые использовала на лесопильном заводе циркулярную пилу. В этом же столетии британка Сара Гаппи запатентовала свою структуру фундамента мостов. Кстати, еще одна сфера, в которой процент женщин ничтожно мал, - архитектура.
Найдите в интернете Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати. Затем посмотрите на фото здания главного офиса BMW. Объект был назван лучшей постройкой года на территории Германии.
Эти здания спроектировала и построила Заха Хадид. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию. Это, пожалуй, единственная известная широкой общественности женщина-архитектор. Кстати, жаль, что имя Казуйо Сейма, самой яркой представительницы современной японской архитектуры, не стало столь же известным и распиаренным. Казуйо - первая женщина-архитектор, удостоенная чести возглавлять жюри Венецианской биеннале в категории "Архитектура" в 2010 году.
А бюро другой женщины-архитектора Элисон Брукс три раза выигрывало престижную премию RIBA и получило премию Стирлинга за квартал в Кембридже, сделанный из латуни. Еще раньше, в 1999 году, эту же премию получила Аманда Левете за медиацентр на лондонском стадионе Лорд Крикет. Этот список можно продолжать бесконечно.
В этом году журнал Architectural Review опубликовал результаты пятого ежегодного опроса "Женщины в архитектуре". Согласно ему, пятая часть респонденток не рекомендовала бы женщинам выбирать эту профессию. Только 15% опрошенных считают, что строительная индустрия воспринимает авторитет женщин. Впрочем, тут стоит процитировать архитектора Дебру Берке, которая считает, что архитектура, может, и "мужской мир", но с каждым годом все меньше и меньше. По мнению Дебры, низкий процент женщин среди известных архитекторов объясняется тем, что инвестиции на строительство выделяют мужчины, а значит, они и решают, какого архитектора пригласить.
По словам инсайдеров индустрии, разницу в работе мужчины или женщины - архитектора можно проследить разве что в процессе управления и коммуникации. Если мужчины более целеустремленные, выбирают одну концепцию здания и уверены, что все примут их выбор, то женщины предпочитают просчитать несколько вариантов.
Если бы девчонки в детстве играли в конструкторы, а не в куклы, возможно, они раньше осознали бы свою предрасположенность к этой неженской профессии. Неправильно, что на самом раннем этапе, в начале нашего жизненного пути нам не предлагают выбор, а навязывают гендерные стереотипы.
Но еще более неправильно, когда от этого выбора отказываются сами девушки, которые принимают навязанную родителями профессию и идут получать более стандартные и классически женские специальности, стремясь соответствовать пресловутому "нормальному" вектору.